НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

"Они делают вид… А мы делаем вид…" На примере Требований к федеральным СЭД

"Они делают вид , что платят нам деньги, а мы делаем вид, что работаем" – это поговорка эпохи развитого социализма автоматически вспомнилась в связи с новостью о публикации (кажется, 21 ноября 2011) утвержденных (!) "Требований к информационным системам электронного документооборота (СЭД) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)".

Документ можно найти на сайте "Консультанта".
Кажется, первой по этому поводу (как обычно!) написала в своем блоге Наталья Храмцовскаях. А вчера у нас на блоге – Сергей Голубев, О экспертизе госприказов.

Можно, конечно, сходу начать обсуждение содержание эти "Требований" (а вопросы появляются уже на п3. раздела 1), но начать все же нужно с другого: нужно ли такое обсуждение?
[spoiler]
При этом я имею в виду даже не то, что "приказы не обсуждают, а выполняют", то есть как в нормальной "вертикали власти" можно обсуждать только – "как выполнять".

У меня вопрос в другом: кому-то нужны эти Требования для реальных дел или они нужны только министерству, чтобы отчитаться перед председателем правительства России о выполнении его (председателя) задания?
Смотрите, что получается. На рынке уже много лет говорят об отсутствии хоть каких-то стандартов на СЭД (а требования – это и есть стандарт), как об одной из проблем развития этого направления.

И вот начинаются создать эти требования. Хотя требования эти только к ФОИВ СЭВ, но все равно – это важно. И как образец для отрасли и как документ прямого действия (все ФОИС – это большой сегмент рынка).

Но в результате всей это истории остается только одно ощущение: никому в реальности до такого документа нет дела.

Посмотрим за развитием событий.
Минкомсвязи взялось за это дело по собственной воле, а в исполнение утвержденного правительством (от 12.02.2011  № 176-р) "Плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности". Там есть пункт 2 плана:

2. Определение требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения
Вид отчетности: приказ Минкомсвязи России об утверждении
Исполнители: Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Росархив
Срок исполнения: апрель 2011
Апрель – это, когда в Москве на деревьях еще нет листьев. Сейчас их тоже нет. Уже. Давно.
Правда, приказ был утвержден 2 сентября (еще все было в зелени!). Кстати: вот отличный пример эффективности нашего государственного документооборота: опубликован лишь спустя два с половиной (!) месяца. Это что – так долго передавался по защищенным каналам МЭДО в Минюст? В Минюсте так долго читали документ? А может были проблемы с преобразованием бумажного носителя в электронный формат для публикации?

Ну, то, что все сроки "завалены" – это само собой. (Меня очень удивляют регулярные ссылки в дискуссия на наших тут блогах на "распоряжения правительства", как на истину в последней инстанции: раз "распорядились", то "будет". Забавно… Вроде бы не первый год в нашей необъятной Родине живут…).

Хотя, как раз тут еще понять можно – дело непростое, примерно, как "решение продовольственной программы".

Дело в другом: в полной закрытости процесса подготовки этого "эпохального документа" и полное отсутствие интереса отрасли (как поставщиков, так и заказчиков) к нему. Я по этому поводу уже не раз писал в постах (вот например), тут нечего добавить

Вообще, в такой организации подготовки решений нет ничего для нас удивительно (хотя, кажется, даже в СССР, эти процессы были более открытыми, по крайней мере, экспертное сообщество принимало какое-то участие, были процедуры рассмотрения, обсуждения, отзывы…). На подобных документах, кроме утверждающей подписи министра, были указания на авторов, как проходила апробация, кто был рецензентом…
Было понятно: кому можно посмотреть в глаза и спросить: это вы такое написали? Можно было понять ,к кому можно адресовать вопросы по непонятным местам.

А сейчас: вдруг с неба свалилось нечто, даже без обратного адреса. И кстати, не очень понятно: к кому обращен Приказ, кто и как его должен выполнять.

Посмотрите на формулировку в п. 2 Требований:
"Требования распространяются на ФОИВ".
Что это за "многосмысленная" фраза? Почему бы не написать четко: "СЭД, внедряемые в ФОИВ, должны соответствовать требованиям, ответственность за это лежит на ФОИВ",

В общем, все как обычно: "они делаю вид, и мы делаем вид".

Кстати, в плане правительства о переходе на "безбумажный документооборот" имеется 10 пунктов. С их исполнением дела обстоят также как и с пунктом 2?