НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

К вопросу "электронизации" межкорпоративного документооборота

Обмен юридически значимыми электронными документами между организациями – одновременно и хорошо известная и совершенно новая услуга, которая привлекает все больше внимания экспертов (вот как раз сейчас участвую в подготовке мероприятия, посвященного этой теме: http://days.directum.ru/about.aspx). Новизну ей придает ожидание массового обмена транзакционными документами, которое вот-вот должно случиться, когда будет утвержден формат электронного счета-фактуры.
[spoiler]

Именно счет-фактура долгие годы оставался камнем преткновения, последним из бумажных документов. Зная, какова доля НДС в бюджете страны, и как часто и в каких объемах компании пытаются «минимизировать» платежи по НДС, подтверждая свои права на его возмещение при помощи фиктивных первичных документов и счетов-фактур, становится понятна принципиальность ФНС в данном вопросе. Думается, что наличие аккредитованных посредников, множественные протоколы, подтверждающие весь путь движения документа, сама процедура выдачи сертификата позволят сделать обмен электронными счетами-фактурами достаточно защищенным, а сам документ – достоверным.

Но в данном посте все же хочется поговорить не о вопросах безопасности, хотя это, безусловно, очень интересная тема, а о
следующем шаге – объединении внешнего документооборота с внутренним. Существует масса сценариев и предположений, как это будет осуществляться. Например, системы «внешнего» документооборота будут разрастаться в сторону «внутреннего», оттесняя «традиционные» СЭД, или же наоборот, изначально внутренние СЭД в процессе «глобализации» трансформируются в над-организационные информационные системы. Или же, следуя модному тренду социализации, все в итоге выльется в открытую социальную сеть для бизнеса.

В настоящий момент наиболее реальным выглядит интеграция внутренних и внешних систем документооборота, например, с помощью веб-сервисов. Не стоит забывать и про необходимость интеграции сервисов обмена разных операторов, то есть формирование единого информационного пространства, чтобы любой абонент любого оператора мог отправить документ другому абоненту, обсуживающемуся у любого другого оператора. Для этого необходимо стандартизовать формат контейнера (конверта, если перевести на «бумажные» технологии) и протокол межсистемного обмена. Все это требует координированной работы всех операторов – участников рынка юридически-значимого обмена электронными документами. Стоит отметить, что
такая работа уже ведется.

С другой стороны, то есть со стороны предприятия, документ для отправки в систему ЮЗЭДО может поступать из нескольких информационных систем. Структурированные документы поступают из учетных систем, а «неструктурированные», то есть человекочитаемые -  из систем «внутреннего» электронного документооборота. Действительно, производителям информационных систем проще поддерживать некий стандарт обмена, нежели писать отдельный коннектор под каждого оператора. Сдается, что от стандартизации выиграют и операторы обмена, и производители информационных систем.

Еще один вопрос, который хотелось бы затронуть, это передача структурированных данных. Юридическая значимость и экономия на бумаге и почтовых расходах – это, безусловно, хорошо. Но «электронизация» межкорпоративного документооборота позволит решить и другую задачу – обмен оперативными данными между учетными системами. Задачка еще та, кстати. Те, кто самостоятельно налаживал такой обмен хотя бы между двумя организациями, знают, каких трудов стоит только синхронизация справочников товаров. Впрочем, есть и стандарты обмена учетной информацией, навскидку назову группу стандартов EDI и отечественную разработку – CommerceML. Интернет подсказывает и американский стандарт - ANSI ASC X-12. Да, кстати, операторы EDI обладают всеми необходимыми лицензиями, поэтому не удивлюсь, если они тоже захотят включиться в обмен счетами-фактурами. Ибо в клиентах у них, как правило, крупные торговые сети, в том числе с участием иностранного капитала.

Что ж, задачи перед участниками рынка стоят непростые, но они уже решаются. А начало – это уже полдела.  
Колесов Андрей
Я все же не очень хорошо понял из текста - о каких задач "перед участниками рынка" идет речь и кто эти "участники" (точнее - кто и для кого задачи доллжне решать).

Мне кажется, что начинать нужно с формулировок этих задач, их обсуждения. Но для этого нужно сначала внести какую-то систематизацию в проблему "межкорпоративного" зваимодействия.

Я считаю, что сколь-нидудь целенаправленного обсуждения проблема "меж-взаимодействия" у нас нет. И это не означает, что "дела плохи". Совсем наоборот: раз обсуждений нет, то, значит, нет и самих проблем.
Сергей Бушмелев
о каких задач "перед участниками рынка" идет речь и кто эти "участники
Как минимум, это объединение операторов, предлагающих услуги ЮЗЭДО (между коммерческими компаниями, сдача отчетности и т.п.). Именно через аккредитованных ФНС операторов можно будет обмениваться электронными счетами-фактурами. Задачи - выработка протоколов и форматов обмена документами, заключение роуминговых соглашений.
Я считаю, что сколь-нидудь целенаправленного обсуждения проблема "меж-взаимодействия" у нас нет.
Есть, например РОСЭУ. В работе партнерства принимают участие представители ГНИВЦ ФНС, это, на мой взгляд - хороший знак, надежда на то, что полету фантазии ФНС будет противовес в виде прагматизма операторов.
Колесов Андрей
надежда на то
"Надежда умирает последней..."
Надежда есть всегда, но обсуждения "меж-" пока не было и нет.

Но вопрос даже в другом.
Тут речь идет о важном, но все же довольно узко-специализированном вопросе обмена финансовыми документами. По вполне определенным бизнес-процессам.

Я же, говоря "меж-", имею в виду весь спектр обмена "электронными документами", влючая например и МЭДО.