НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Автоматизация управления предприятием и автоматизация деятельности предприятия. Есть разница?

В недавнем посте В чем заключается "электронность" нашего документооборота? у нас вышел небольшой спор с "примкнувшим к дискуссии" читателем А.В.Маркиным – зачем нужны на предприятиях СЭД, а именно – для управления бизнесом или для поддержки (автоматизации) функционирования бизнесом.

Честно говоря, я почти уверен, что никаких особых расхождений у нас с г-ном Маркиным нет, речь идет, скорее, о каких-то разных названий одних и тех же понятий. Но в то же время, сам часто используемый у нас термин "управление предприятием" является довольно странным, специфичным для нашей страны и вводящим в заблуждение.
[spoiler]
С этой проблемой – что такое "управление предприятием" (с точки зрения применения ИТ) – я в течение многих лет сталкивался, работая замглавредом журнала BYTE (который, кстати, успешно функционирует в электронном варианте и без моего участия :)  ). У нас в каждом тогда бумажном номере было "тема номера" – подборка статей по определенной тематике.  В течение нескольких лет мы в целом сохраняли распределение номеров по темам (хотя, конечно меняли), и самым "долгожителем" – все годы существования бумажного номера (с 2001 по 2008) был #9 (сентябрь) – "Управление предприятием". Собственно, именно с 09/2001 и началась практика "тем номера", которая из эпизодической быстро стала регулярной.

Выбор названия темы был выбран тогда, кажется, сугубо из маркетинговых соображений (броское название), а по сути подразумевал вопросы применения того, что в те времена называлось ERP-решениями.

И тут хотелось бы обратить внимание, что ERP – это не управление предприятием, а все же "планирование ресурсов" (в дословном переводе), а по сути – "автоматизация деятельности предприятия". И тут все вполне очевидно: можно считать функции кладовщика, который принимает и отпускает продукцию, управлением? А работы расчетчика зарплаты? А работу кассира в супермаркете?

Обратите еще внимание на один характерный момент. Кажется, в 2003 году (или 2004) IDC, которая много лет уже занималась исследованиями рынка ERP, в том числе и в России, заменила в своей терминологии название ERP на Enterprise Application Software, которое в русском ее же переводе стал именоваться "интегрированные системы управления предприятием" (может, они у "Байта" научились этому?). Тут, по-моему, вполне очевидна неадекватность перевода, которые исказил суть названия и назначение "Enterprise Application". При этом надо так же отметить, что в английском ИТ-языке термин Enterprise Manegement нет.

Так вот, вернемся к BYTE и к вопросу важности терминологии. Проблема была в том, что для тематики СЭД-ECM у нас была выделена тема "Документооборот" (опять же маркетинг – чтобы было знакомое слово, хотя по сути данный термин не очень хорош, изначально ограничивает рамки вопроса). И получалась такая штука, что "управление предприятием" и "документооборот" – это разные вещи.

Я на это противоречие давно обратил внимание и с середины 2000-х регулярно пишу, что Enterprise Application (в терминологии IDC – "управление предприятием") – это и ERP и ECM и BI и многое другое.

Теперь вернемся все же к вопросу, чем отличается "автоматизация управления" от "автоматизации деятельности".

По-моему, тут все довольно очевидно. Любое предприятие что-то делает, выдается какую-то продукцию или услуги. И в любом предприятие есть органы управления этим механизмом.

Например, наш издательский дом "СК Пресс". У него есть управленческий аппарат (дирекция, бухгалтерия, кадры и еще чего-то) и есть функциональные подразделения – издания (а там редакция, рекламный отдел, служба распространения).

Я просто не знаю точно, но очевидно, что управленческий аппарат используется какую-то СЭД для автоматизации организационно-распорядительным документооборотом для управления предприятием.

Не знаю, что как технически работают другие службы изданий, но знаю, что в редакции функционирует система автоматизации управления документами в рамках выполнения ее функциональных задач – подготовка и публикация статей, выпуск номеров, ведение сайта и пр.

По-моему, тут все довольно просто. "Управленческий документооборот" – лишь один из видом документооборотов. Есть еще, например, управление проектной документацией. Да, мало ли еще…