И кстати, хочу обратить внимание, российских разработчиков СЭД: если вы будете следовать в фарватере не очень дальновидных представителей заказчиков, повторяя их "пережиточные" доводы в пользу "исконных традиций", то есть уже сейчас серьезные риски потери конкурентоспособности по сравнению с западными поставщиками и российским "шустрыми" компаниями, которые будет быстро заполнять появляющиеся ниши.
Итак – вчера побывал на пресс-конференции, где была представлена вторая версия автоматизированной системы "Электронный Государственный Реестр" товарных знаков и знаков обслуживания РФ.
[spoiler]
Заказчик - Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (ФИПС).
Исполнитель – Крок
В системе используются средства разных вендоров (MS, Oracle), но все задачи по управлению архивом – на базе технологий EMC.
Проект стартовал три года назад, стоимость (по открытому тендеру) – 50 млн. руб. (все, включая оборудование).
Архив насчитывает сейчас 100 тыс. электронных записей (обратите внимание, это придумал не я – термин "запись" использовали представители заказчика – ФИПС).
Хочу обратить внимание: речь идет о документах, со сроком хранениями "вечно".
Про это дело я буду писать отдельную статью в издании, а пока только два момента
1. Специально спросил: как будут решаться вопросы с электронной подписью.
Получил ответ: "А в чем проблемы-то? Сейчас используется усиленный вариант подписи со сроком действия 20 лет. По истечение срока документы будут переподписываться".
2. Еще задал риторический (для меня, да и для многих) вопрос: "Вы понимаете, что поддержка электронного архива требует постоянной поддержки, а значит – и финансирования этих работ".
Получил ответ: "Что ж тут непонятно. Конечно. Так любой архив – хоть бумажный, хоть на глиняных табличках – требует постоянной поддержки и финансирования. Но электронный требует меньше".
Вот такие дела.
Но теперь все же хочу сделать еще одно замечание "офтопик", но все же важное.
ИТ-поставщики, к сожалению, заметно недооценивают необходимость формирования общественного мнения, просвещения в деле продвижения ИТ. Так на пути ИТ (в том числе электронных документов) – очень много "предрассудков" и элементарного незнания возможностей ИТ.
Очень хорошо, что КРОК+EMC+ФИПС провели такую пресс-конференцию (кстати, собственно журналистов было явно не очень много, ну никак не больше 10 человек).
Но непонятно другое.
Дело происходило в новом (переехали в конце 2009) отличном (об этом расскажу отдельно – есть интересные моменты) просторном зданий компании КРОК. Это не бизнес-центр – все здание принадлежит и занимается компанией.
Но непонятно другое: почему пресс-конференцию нужно было проводить в тесной и не очень хорошо проветриваемой комнате? При том, что на этом же этаже был вполне приличный (и свободный) конференц-зал?
Я еще раз перечитал исходный пост и не увидел там особого удивления по поводу стоимости проекта. Просто констатация факта. Был вопрос о сравнительной стоимости поддержки электронного и бумажного архива, на который заказчик дал неоднозначный ответ.
Мне, например, было бы интересно узнать, почему заказчик считает, что в его конкретных условиях поддержка электронного архива на 100 тыс. записей обойдется дешевле, чем бумажного. Для меня это совершенно неочевидно, но возможно у ФИПС есть свои аргументы..
И для начала было бы неплохо узнать, в какую сумму заказчик оценивает годовые расходы на поддержание бумажного архива с требуемой функциональностью.
К тому же основные затраты проекта связаны не с решением задач хранения, а с управлением системом в целом.
Вы ведь, надеюсь, понимаете, что Росреестр живет не на 30 рублей от хранения дел.
И еще. Это надо уточнять, но наверняка, данная система может хранить и 10 млн. записей.
(Иначе зачем вся наша автоматизация нужна)
Оцените требуемый объем площадей для хранения бумаги.
Например, знаю архив на 4 млн дел в Питере - он занимает 9 этажей (55 тыс кв.м.)!
Понятно, что для хранения электронных документов площади намного меньше...