НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Документооборот/ECM:

Блог

Почему корпативный поиск не находит применения в России?

На DOCFLOW 2011 прошла дискуссионная панель по теме корпоративного поиска. С довольно энергичным докладом выступил Михаил Козлов (он сейчас пребывает в статусе "независимого консультанта"). Надеюсь, что его презентацию будет доступна для свободного ознакомления (а пока могу дать ссылку – на обзор по теме, опубликованный в начале года) -  а потом последовало обсуждение (с участием наиболее активных поставщиков средств поиска), которое в значительной степени крутилось вокруг как раз вопроса, обозначенного в заголовке поста.
[spoiler]
Было высказано немало разных соображений, но все же, как мне кажется, в целом нашли главное звено: российские предприятия не сильно борятся за эффективность своей работы, а потому и не спешать заниматься проблемами повышения производительности труда сотрудников. Понятно, что это относится не только к средствам корпоративного поиска.

Но кроме этой "магистральной" причины, были озвучено еще одно очень любопытное, и как мне видится, точное, замечание, высказанное Дмитрием Романовым ("АйТи"). А именно то, что представление заказчиков о проблеме "испорчено" наличием бесплатных средств Интернет-поиска. Когда клиенты узнают, что проект по внедрению корпоративного поиска будет стоить для них "круглую сумму" (а счет тут идет как минимум на десятки тысяч долларов), они просто недоумевают: как же так – во всем гигантском Интернете можно искать бесплатно, а у себя "дома" – за такие деньги.

Очень верное замечание. Как говорил мой начальник лаборатории давно-давно: "быстро хорошее не бывает".
Александр Сапожников
Вы, Михаил, собственно, и перешли к более тонким моментам, о которых я и написал в своем первом посте. ("его внедрение сопряжено с массой интеллектуальной аналитической работы."). Т.е. от идеи бури и натиска мы уже отказались. Появился ROI. Который, заметим, целиком и исключительно зависит от заветной цифры 57 в заклинании "служащие тратят 57 дней в году на поиск". Это кто подсчитал-сказал? А откуда это узнать, если не фиксировать скрупулезно все (как?) запросы на поиск? Строго говоря, пока не завели обсуждаемый сервис, эту цифру и узнать неоткуда. Да и экономия выйдет, только если поиск будет давать осмысленные результаты. Как известно, полнотекстовый поиск выкладывает перед вами некую кучу. Дальше копайтесь сами. Возможно, 56 дней в году. А если есть средства уточнения (в каких терминах?), то мы и возвращаемся опять к исходному его внедрение сопряжено с массой интеллектуальной аналитической работы.".

Конкретно, в том случае, который я припомнил, ROI выходил всяко ниже плинтуса. Были проведены эксперименты, взяли продукт в trial и проиндексировали 1% от общей массы. Стали задавать осмысленные вопросы, получать бессмысленные ответы. Подсчитали затраты дискового пространства, затраты на интеллектуальную аналитическую работу. Прослезились.
Михаил Козлов
Ну, тогда мы на одной волне :) С ROI я собственно начал, т.к. это заметная часть моего доклада. Любой расчет ROI в ИТ предполагает наличие входных показателей, значения которых можно улучшить при помощи использования технологии. Если нет показателей или их значения не известны то ROI посчитать нельзя и пользы во внедрении, как правило, нет. Все просто :)
Михаил Козлов
А насчет массы интеллектуальной работы соглашусь, но только отчасти. Тот же FAST, например, умеет автоматически извлекать метаданные из индексируемых текстов и использовать их для построения навигаторов, уточняющих запросы