Обеспечение роуминга между доверенными операторами электронного документооборота (ЭДО) обсуждается уже давно, но до сих пор по факту эта задача системно так и не решена. Проблема выглядит вполне понятно: предприятия могут обмениваться юридически значимыми деловыми и финансовыми электронными документами (в первую очередь речь идет о счетах-фактурах), только являясь абонентами одного оператора ЭДО. Примерно как если бы сегодня пользователи мобильных телефонов могли бы общаться только с абонентами своего оператора сотовой связи. Почему регулятор (а тут ведущая роль принадлежит ФНС России) изначально не позаботился о нормативном обеспечении роуминга — является загадкой. Наверное, он понадеялся на самоорганизующие возможности рынка, но при этом их явно переоценил.

Впрочем, наблюдатели считают, что отсутствие роуминга объясняется начальной фазой становления системы ЭДО, когда поставщики услуг еще не ощущают в достаточной мере давления со стороны потребителей, которым до сих пор вполне хватало возможности работы с контрагентами в рамках сервиса отдельного оператора. Сами операторы последние два года вели некоторую работу по выработке стандартов взаимодействия в рамках ассоциации «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг» (РОСЭУ), но без видимых успехов.

С 1 апреля вступил в силу новый порядок обмена электронными счетами-фактурами, который сформулирован в приказе Минфина от 10.11.2015 № 174н (зарегистрирован Минюстом приказом № 41145 от 18.02.2016). Одной из главных его новаций является нормативное требование к операторам ЭДО обеспечить роуминг при взаимодействии организаций, обслуживаемых разными операторами. При этом, судя по всему, ФНС полагает, что реализация на практике этой возможности целиком зависит от самих участников электронного взаимодействия, которые должны на совершенно законных основания выставлять подобные требования к своим операторам.

По-видимому, ответом на это нормативное требование стало создание Ростелекомом «Роумингового центра» (РЦ ЭДО), о запуске которого в опытно-промышленную эксплуатацию было объявлено в середине июня. Сможет ли создание этого сервиса сдвинуть проблемы роуминга ЭДО с мертвой точки? С таким вопросом мы обратились к ряду экспертов в этом области.

«Ассоциация РОСЭУ совместно с ведущими операторами ЭДО еще в мае 2012 г. разработала «Технологию обмена юридически значимыми электронными документами, которая фактически стала отраслевым стандартом, — рассказал исполнительный директор РОСЭУ Анатолий Миклашевич. — Однако взрывного роста ее фактического применения не произошло. Проблема в том, что организация роуминга требует от операторов серьезных финансовых вложений. Для небольших компаний перечисленные затраты особенно критичны, они снижают рентабельность, вот почему участники рынка, пока это было возможно, откладывали работы по роумингу на потом. Дело в том, что рынок ЭДО и там достаточно быстро рос за счет расширения сети клиентов каждого из операторов. На межоператорском уровне вопрос создания узлового роумингового центра обсуждался, но безрезультатно».

По данным РОСЭУ, роуминговые соглашения стали заключаться только с 2015 г. К концу года из 25 зарегистрированных на сайте РОСЭУ операторов семь уже обеспечивали роуминг, еще семь его тестировали, а одиннадцать этим вовсе не занимались. Анатолий Миклашевич отметил, что роуминг в модели РОСЭУ основан на схеме взаимодействии «оператор-оператор» на основе обоюдных соглашений.

РЦ ЭДО предлагает качественно другую модель взаимодействия через централизованный хаб. Теперь у операторов, по мнению Анатолия Миклашевича, появился дополнительный инструмент решения задачи роуминга, они могут обмениваться документами, даже не имея взаимных договоров.

По мнению эксперта «СКБ Контур» Максима Алисеенко, появление сервиса Ростелекома вряд ли решающим образом повлияет динамику развития рынка ЭДО: «Мы и до издания приказа № 174н по просьбе заказчиков обеспечивали роуминг, у нас заключено уже более десятка договоров о роуминге с другими операторами. Причем для наших пользователей это никак не сказывается на стоимости обработки документов: в роуминг они уходят по той же цене, что и через нашу систему. В целом роуминг востребован клиентами, но пока отсутствует автоматизация, да скорость настройки недостаточно высока. В этом году запущена промышленная эксплуатация роуминга между ведущими операторами ЭДО, и мы наблюдаем кратное увеличение обращений клиентов на настройку роуминга».

При этом эксперт отметил, что модель централизованного хаба имеет свои недостатки, зоной риска представляется появление единой точки отказа. К примеру, в системе хаба что-то отказывает, и никто из операторов больше не может отправить документы за пределы своей СЭДО. Для клиентов такая ситуация неприемлема, для бизнеса операторов — недопустима. К тому же нужно учитывать, что роуминговый оператор будет брать деньги за услуги, соответственно, операторам придется поднимать цены на свой исходящий трафик. «Подобные сервисы пытались создать и раньше, но до реализации дело часто не доходило. Сейчас, кроме РЦ ЭДО, работает еще „1С-ЭДО“, запустивший промэксплуатацию пока только с „Калугой-Астрал“», — напомнил Максим Алисеенко.

Руководитель бизнес-направления Synerdocs Иван Агапов считает, что на рынке ЭДО складывается парадоксальная ситуация: «с одной стороны, роуминг востребован, с другой — не в такой степени, чтобы операторы были сильно в нем заинтересованы. Дело в том, что рынок достаточно быстро растет и без роуминга. К тому же до сих пор остается ряд технических нюансов, которые усложняют процедуру настройки роуминга (например, проблема с единым адресным пространством). Не проявляют активности и заказчики, которые просто подключается к нескольким операторам сразу».

По его мнению, приказ № 174н не особо сильно продвинул ситуацию с роумингом, поскольку вопросы ответственности за отсутствие роуминга в нем не были проработаны. Положение о сети доверенных операторах ЭДО (приказ ФНС России от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@) имеет куда большее значение, так как имеет определенные следствия, в том числе и в виде появления новых сервисов и инициатив.

«Модель хаба уже была реализована фирмой „1С“, но инициатива развивалась довольно медленно, — считает Иван Агапов. — Появление роумингового центра Ростелекома практически сразу после вступления в силу приказа Минфина № 174н означает предварительную совместную работу компании и контролирующих ведомств. Возможно, эта инициатива „выстрелит“ лучше. А возможно, и подстегнет операторов к более энергичной настройке прямого роуминга. Однако с работой РЦ ЭДО может не все быть гладко. Безусловно, в первую очередь, это повлияет на стоимость услуг. Есть и другие вопросы, связанные с обеспечением надежности работы сервиса, с ответственностью, с риск-менеджментом и т. п. Дополнительное звено в системе — это всегда потенциальная уязвимость. И в случае сбоя репутационные потери будет нести именно оператор. Как все это будет выглядеть на практике, как будут решаться вопросы взаимодействия — будет видно позже. Возможно, РЦ ЭДО действительно откроет новые возможности, если схема заработает».

«Вопрос роуминга постоянно поднимается бизнес-сообществом, но роуминга в полном смысле этого слова удается добиться немногим. На практике компании дешевле проинтегрироваться с другим провайдером, чем добиваться совместимости форматов через уже имеющегося провайдера по роумингу. Да, казалось бы, все форматы утверждены и стандартизированы, но бизнесу необходимы дополнительные поля данных и он готов за это платить, а провайдер, вполне естественно, от подобных доработок не отказывается. Это его дополнительный доход. В итоге получаем разнообразие различных форматов стандартных документов и невозможность их свободного хождения между провайдерами. Таким образом, бизнесу, с одной стороны, роуминг нужен, с другой — мы становимся заложниками своих собственных запросов по доработке стандартных документов, — поделился своим опытом начальник отдела ИТ московского филиала АО НПК „КАТРЕН“ Сергей Тарасов. — Наша компания не исключение, мы проинтегрированы с тремя провайдерами, которые работают со всеми компаниями фарм-рынка. Но сейчас активно продвигается идея о продаже безрецептурных препаратов в продуктовом ритейле, и в случае открытия данного рынка вопрос роуминга для нас встанет весьма остро, так как там значительную долю имеют провайдеры, с которыми мы не имеем интеграции».

Он считает, что модель хаба является привлекательной, но возникает вопрос — как это отразится на стоимость услуг операторов? Для его компании сейчас вопрос роуминга является не очень острым, а в увеличении затрат она не заинтересована.