Экономика страны находится на весьма тяжелом жизненном этапе, и это самым непосредственным образом сказывается на ИТ-сфере, в том числе конечно же и на направлении, которое в последние годы называется СЭД/ECM (системы электронного документооборота и управления корпоративным контентом). Экономисты и аналитики сходятся во мнении, что нынешняя ситуация не очень похожа на катаклизмы прошлых лет (1998 и 2009 гг.), что сейчас речь идет не о краткосрочном экономическом ударе, а в значительной степени о системном кризисе, преодоление которого потребует некоторой структурной перестройки всей экономической отрасли. С точки зрения практической деятельности предприятий это означает, что использования обычных антикризисных мер, имеющих тактический, краткосрочный характер (максимальное сокращение затрат, минимальные инвестиции в развитие), в данном случае явно недостаточно. Сейчас речь должна идти не о замораживании планов долгосрочного развития, а о коррекции стратегии с учетом изменения экономических (да и политических) перспектив. Под знаком именно этих общих тезисов 27 февраля в Москве прошла очередная ежегодная конференция «Экосистема ECM», которая на этот раз в своем названии имела уточнение — «в условиях кризиса».

Одним из главных выводов по итогам мероприятия является то, что несмотря на традиционные национальные особенности этой сферы (например, в плане нормативно-законодательных требований) и возникшие в последние месяцы экономические проблемы, общие тенденции развития российского ECM-рынка сохраняются. И одна из таких тенденций — ускоренные темпы роста этого сегмента по сравнению с динамикой отечественной ИТ-отрасли в целом. Данный тренд замечен еще более десяти лет назад, и он продолжается. Так, по оценкам аналитиков, на фоне стагнации ИТ-рынка еще в 2013 г. СЭД-направление показало 15–20% роста. Данных за 2014-й еще нет, однако можно предполагать, что темпы из-за кризиса снизятся, вполне вероятно, даже до нулевых показателей, но все равно это будет лучше, чем в целом по ИТ-отрасли. Объективные причины такой повышенной динамики ECM хорошо известны: развитие ИТ в целом идет во многом именно по направлению все более широкого охвата «контентной» сферы деятельности людей и организаций.

Продолжают действовать и другие отмеченные в докризисные времена тенденции: расширение сферы применения ECM («выход за горизонты СЭД»), рост масштабности проектов, переход от бумажных документов к электронным, смещение фокуса задач от автоматизации процессов как таковых к повышению эффективности работы, от официальных документов к информационному контенту в целом. Все большую значимость начинают приобретать вопросы аналитической обработки неструктурированной информации, поддержка мобильной работы сотрудников и пр.

И наконец, что очень важно: развитие местного рынка идет в рамках общемировых тенденций. Это хорошо было проиллюстрировано докладом главного аналитика Forrester Research Шерил Мак-Киннон, которая рассказала об основных современных ECM-трендах. Приведенные ею данные явно заинтересовали слушателей, которые говорили, что эта информация помогает им лучше понять происходящее на рынке сейчас и ожидаемое в недалекой перспективе.

Нынешняя рыночная ситуация не похожа на кризисы прошлых лет. Подчеркивая это, эксперты на конференции подчеркивали, что метод «замораживания» ИТ-деятельности, тактика «переждать» сейчас не подходит, поскольку нужно развиваться в новых условиях, которые могут продолжаться неопределенно долго. В качестве советов не раз звучали такие рекомендации: четко формулировать цели и задачи проектов, выполнять работы поэтапно, с получением конкретного результата и его анализом на каждой этапе, не спешить с заменой используемых средств, делая акцент на повышение эффективности того, что уже внедрено.

Особенность нынешнего положения дел заключается в том, что мы не только переживаем экономические трудности (спад деловой активности, нехватка финансовых средств и пр.), но и переосмысливаем возможности деловых отношений с ведущими западными странами, откуда к нам и приходит значительный объем технологий и ИТ-продуктов. Ряд предприятий уже столкнулись с санкциями со стороны зарубежных поставщиков, их пример заставляет задуматься о возможности распространения этого негативного сценария и на другие организации.

Надо сказать, что тема «импортозамещения», поднятая еще прошлогодним летом на фоне обострения политических отношений, в среде СЭД/ECM-сообщества считается не очень актуальной, во всяком случае большинство представителей ведущих игроков этого рынка не были замечены в многочисленных дискуссиях последних месяцев на эту тему. Вопрос о присутствии на рынке российских и зарубежных разработчиков начал обсуждаться еще в начале прошлого десятилетия, но уже тогда участники обсуждения поняли, что существование гибридной «национально-международной» экосистемы — это объективная реальность, соответствующая потребностям и возможностям рынка. При этом сложилась естественная система разделения труда, в которой глобальные вендоры занимают ведущие позиции как поставщики программных платформ, а отечественные разработчики — прикладных решений. В целом аналитики сходятся во мнении, что основная конкуренция в плане выбора продукта наблюдается между местными компаниями.

Тем не менее проблема переориентации заказчиков в плане выбора ECM-платформ была одной из главных на конференции. Сразу несколько компаний («Логика бизнеса», НЦПР, Citeck, AT Consulting) рассказали о своем опыте внедрения открытой платформы Alfresco и разработки на ее основе собственных прикладных решений. Отметим, что почти все эти компании взяли данную систему на вооружение в последние два-три года. Трудно говорить об этом точно, но вполне вероятно, что на их решение повлияло то, что как раз тогда Alfresco начала активно продвигать себя в России, в том числе на конференциях серии Russian Summit (по направлениям Open Source и Enterprise Content). По мнению выступавших, именно использование решений на базе открытого ПО может обеспечить заказчикам реальную независимость от ИТ-поставщика, обеспечив при этом снижение затрат на приобретение лицензий, что особенно важно в случае необходимости серьезного масштабирования внедренных систем. В своем обзорном докладе по платформе Alfresco генеральный директор Citeck Антон Иванов подчеркнул, что повышение интереса к использованию открытых платформ и решений является глобальной тенденцией, которая сейчас вполне наглядно демонстрирует свои преимущества и в России.

Впрочем, вопрос о преимуществах Open Source все же дискуссионный. Так, руководитель отдела разработки «1С:Документооборота» фирмы «1С» Александр Безбородов отметил, что его компания уже более двадцати лет придерживается гибридной схемы распространения своего ПО, когда базовая платформа предоставляется в виде закрытого кода, а прикладная — открытого, с возможностью её доработки партнерами и заказчиками. И подчеркнул, что такая схема показала свою эффективность и пользуется полным доверием со стороны пользователей. Но все же при всей важности технологий, по его мнению, сами по себе они не помогут заказчикам в решении их проблем, если сами клиенты не будут нацелены на повышение эффективности своей работы с помощью ИТ-средств. Целевыми задачами должно быть не просто внедрение ECM-системы для автоматизации существующих бизнес-процессов, а ориентация на создание более эффективной схемы функционирования предприятия на основе возможностей, предоставляемых современными ИТ-средствами. В качестве одного из варианта реализации такого подхода, особенно актуального в условиях кризиса, он предложил более широко использовать методы процессного управления, переходить от управления документами к управлению процессами.

Необходимость изменить модель управления организацией в меняющихся рыночных условиях обсуждалась еще в ряде докладов. В частности, директор практики ECM компании AT Consulting Олег Пашинин отметил, что именно архитектура открытых платформ обеспечивает более простую (по сравнению с проприетарными системами) возможность коррекции схем управления. Хотя Сергей Якимчук, специалист по решениям для управления корпоративным контентом из IBM в России и СНГ, с таким утверждением не согласился, сказав, что решающим моментом является общее качество платформы и наличие развитого функционала, в том числе в виде готовых тиражных решений. Со своей стороны он высказал уверенность, что в кризисной ситуации, в условиях нестабильности, характеризующейся нарушением сложившихся бизнес-процессов, хорошим вариантом для предприятий может стать переход на модель проектного управления с помощью средств класса Case Management.

Разумеется, на конференции были представлены и другие рекомендации по тактике и стратегии применения ECM в нынешних кризисных условиях. Мы расскажем о них в последующих публикациях.