Развитие и трансформация проблематики управления корпоративным контентом (ЕСМ) происходит под влиянием двух основных взаимосвязанных факторов: изменения (причем — усиления) требований к такого рода задачам со стороны заказчиков и расширения возможностей ИТ-средств. При этом именно технологический прогресс в существенно степени обеспечивает повышение эффективности использования систем электронного документооборота (СЭД) и ECM на этапах как внедрения, так и последующей эксплуатации и модернизации этих систем. В общеметодическом плане об этом говорилось в выступлениях на пленарной части сентябрьской конференции Russian Enterprise Content Summit (RECS) 2014, а более конкретные обсуждения прошли в рамках работы по секциям.

Сфера ECM уже давно перешла для большинства компаний из разряда вспомогательных, частных в категорию критически важных задач. Если 10–15 лет назад предприятия обеспечивали повышение эффективности своей работы за счет внедрения учетных ERP-задач, то в последующие годы ключевая роль переходила как раз к ECM-системам. Соответственно вопросы выбора ECM-средств из тактических превратились в стратегические: заказчикам нужны системы, способные обеспечивать постоянно растущие потребности бизнеса в долгосрочной перспективе, при этом быть достаточно гибкими, чтобы постоянно соответствовать меняющимся условиям окружающего мира. Не менее важным является оптимизация затрат (финансовых, кадровых), в частности, реализации модели «по требованию», когда инвестиции делаются «по мере возникновения проблем».

По мнению регионального менеджера компании Alfresco в Восточной Европе и России Марко Берковича, наилучшим образом этим тенденциям развития рынка отвечают программные решения, построенный принципах Open Source, поскольку они, с одной стороны, позволяют заказчикам оптимизировать свои затраты на приобретение лицензий и услуг по внедрению ПО, а с другой — предоставляют достаточно простые возможности по расширению функциональных возможностей и интеграции с другими приложениями за счет использования открытого кода и открытых программных интерфейсов. Именно эти преимущества позволили компании, начавшей свою деятельность всего девять лет назад, быстро войти в группу ведущих ECM-поставщиков, успешно конкурируя с платформенными мегавендорами.

Однако сегодня ключевой тенденцией развития ИТ является движение в сторону все более широкого использования облачных моделей, и данный тренд в силу целого ряда причин проявляется особенно заметно в сфере задач управления документами и корпоративным контентом. По оценкам Alfresco, только 20% ECM-задач требуют обязательного применения традиционной схемы онпремис-развертывания ИТ-систем (в основном, это связано с вопросами безопасности и соответствия нормативным требованиям), примерно также для 20% задач (социальные сети, поддержка коллективной работы, работы с общими информационными ресурсами) наиболее подходящим вариантом являются облачные решения, а остальные 60% нуждаются в использовании гибридных облачных систем.

Марко Беркович высказал убеждение, что для реализации таких смешанных облаков наиболее оптимальным вариантом опять же являются ECM-платформы, реализованные на базе ПО Open Source, поскольку в условиях распределенных гетерогенных сред ключом к успеху является повсеместное применение открытых стандартов. О том, что корпоративные заказчики оценили преимущества Open Source для реализации облачных инфраструктурных решений, наглядно говорит успех проекта OpenStack. Нечто подобное сейчас видно и на примере ECM-задач: при переходе в облака пользователи все чаще отдают предпочтение предложениями Alfresco, в арсенале которой есть как традиционная онпремис-платформа, так и облачные сервисы, причем все это можно достаточно легко применять в гибридном варианте.