Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из ключевых факторов общего развития экономики, культуры, здравоохранения и других отраслей во всем мире. Особенно они важны для развивающихся стран, стремящихся к повышению своего благосостояния и усилению своей роли в качестве генератора инноваций. Сейчас ИКТ — это глобальная распределенная интегрированная система, в которой главную ценность представляют не столько сами её компоненты (серверы, устройства хранения, сети, клиентские устройства), сколько их взаимосвязанность в единой среде. И перед ИТ-отраслью — заказчиками и поставщиками — стоит первоочередная задача добиваться наиболее полного и оптимального использования современных ИТ с тем, чтобы повышалась эффективность деятельности как отдельных организаций, так и общества в целом.

Именно эти тезисы обозначил в качестве ключевых исполняющий сегодня обязанности главы Huawei (должности CEO и председателя совета директоров занимают руководители компании по определенному графику, регулярно сменяя друг друга) председатель комитета по стратегии и разработке Эрик Сюй на открытии ежегодной конференции Huawei Cloud Congress ’2014, которая в сентябре состоялась в Шанхае (Китай). При этом он подчеркнул, что сегодня компания готова предоставить клиентам (как сервис-провайдерам, так и корпоративным заказчикам) полноценную программно-аппаратную платформу для создания современных облачных ИТ-инфраструктур, на практике реализующих лозунг нынешней конференции: «Сделаем ИТ простыми, а бизнес — гибким».

Huawei, начав свою деятельность почти тридцать лет назад (она была создана в 1987 г. в Шенчжене, первой особой экономической зоне Китая) как производитель сетевого и телекоммуникационного оборудования, уже более десяти лет постоянно расширяет свое присутствие на рынке мобильных устройств, а в последнее время активно развивает направление программно-аппаратных средств инфраструктурного уровня для создания современных дата-центров. По данным компании, ее доход в 2013 г. составил около 40 млрд. долл., из которых 70% приходится на телекоммуникационную продукцию, 24% — на мобильные устройства, 6% — на ИТ корпоративного уровня. Планы ее развития предусматривают выход в 2018-м на объем продаж в 70 млрд. долл., при этом предполагается, что доля направления Enterpise IТ в бизнесе Huawei будет возрастать. В своей борьбе за мировой ИТ-рынок (а конкурентами тут являются американские гиганты, такие как Cisco, IBM, EMC, HP, Dell) китайская компания во многом делает ставку на лозунг «мировое качество, но по более низкой цене».

Huawei уже давно является глобальным поставщиком: на долю Китая приходится 35% сбыта продукции, в то время как на Европу и Америку — соответственно 46 и 16%. Из 150 тыс. сотрудников компании менее половины трудится внутри Китая (в том числе 40 тыс. в Шенчжене); в мире сегодня работает 16 центров исследований и разработки Huawei, из них один — в России. Однако нужно заметить, что добиться заметных успехов на рынке США (а это по разным оценкам от 35 до 50% мирового потребления ИТ) компании пока не удается (основная часть ее американской доли приходится на Латинскую Америку), при этом причинами тут являются не только сугубо рыночные (ведь именно американские компании лидируют и диктуют законы в данной сфере), но и регуляционные аспекты, включая разного рода запретительные меры.

География интересов компании хорошо видна по составу слушателей Huawei Cloud Congress ’2014: из 10 тыс. участников примерно треть приходилась на не-Китай, причем не менее половины — на Европу и США. Стоит отметить важный нюанс: на пленарной сессии выполнялся синхронный перевод сразу на шесть языков — китайский, английский, испанский, арабский, японский и русский. Российская группа участников насчитывала около ста человек, среди которых было немало тех, кто решил изучить возможности стратегического использования продукции китайского поставщика буквально накануне конференции (в плане поиска альтернативы традиционным американским производителям). Весьма характерно присутствие на выставке мероприятия ведущих софтверных поставщиков (Microsoft, Oracle, VMware, SAP и др.).

Прошедшая конференция была посвящена проблематике Enterprise IT, а если говорить точнее — вопросам создания современных дата-центров, изначально реализуемых на облачных принципах. Фактически была представлена новая стратегия продвижения Huawei в облачно-корпоративном направлении, подкрепленная анонсом новых аппаратных и программных продуктов. В технологическом плане эта концепция представлена в виде архитектуры сервисно-ориентированного распределенного дата-центра (Service Driven Distrubuted Cloud Data Center, SD-DC2), для создания которого Huawei предлагает полный самодостаточный набор средств и технологий — сетевое оборудование (CloudEngine DC Network), серверы (FusionServer), устройства хранения данных (OceanStor Storage), а также комплект базовых программных средств: облачную ОС FusionShpere с использованием собственного гипервизора, платформу FusionInsight для анализа больших данных и систему управления дата-центром ManageOne. Представляя этот спектр решений, Эрик Сюй особо подчеркнул, что все названные средства реализованы на основе открытых стандартов и технологий (в частности, в качестве основной системы управления виртуальными средами используется OpenStack), что, в частности, позволяет расширить возможности решений Huawei программными и аппаратными средствами третьих фирм и создать в рамках одной архитектуры разные категории облачных систем — частные, публичные и гибридные.

Непосредственно на конференции была анонсирована новая версия открытой облачной ОС FusionSphere 5.0 на базе OpenStack и конвергентная система хранения OceanStor, объединяющая возможности технологий SAN и NAS. Делая акцент на свои возможности как поставщика полного комплекса средств для создания дата-центров, Huawei предлагает также готовые к использованию аппаратно-программные комплексы для быстрого развертывания вычислительных мощностей. К примеру, на конференции было продемонстрировано компактное решение FusionCube (серверы + СХД+ коммуникационное оборудование + базовая программная среда), а также средства и технологии создания как мобильных дата-центров, монтируемых в виде контейнера на грузовике, так и наращиваемых дата-центров «под ключ» (от старта строительного освоения территории до ввода дата-центра в эксплуатацию).

В маркетинговом плане Huawei вполне естественным образом опирается на свои сильные позиции в сфере телекома, используя при этом глобальную тенденцию выхода традиционных телекоммуникационных провайдеров на рынок облачных ИТ-услуг (по моделям как IaaS, так и SaaS). Однако сейчас компания намерена расширять свое присутствие не только в хорошо знакомой ей среде операторов связи и коммуникаций, но и на рынке корпоративных заказчиков. Huawei уже сейчас имеет тут серьезные достижения в государственном, финансовом и транспортном секторах Китая и намерена развивать эти успехи в других странах. Но для работы в корпоративном сегменте компании нужно создавать партнерскую сеть (с телеком-операторами работа велась в основном напрямую), чем она сейчас активно и занимается.

Специфика деятельности Huawei в мире во многом определяется тем, что это все же китайская компания (факт сам по себе почти уникальный на ИТ-рынке — ведущие позиции тут занимают американские игроки, единственным исключением, кажется, является SAP) и ее продвижение на глобальный рынок идет скорее «снизу вверх» в отличие от лидеров, двигающихся в основном в обратном направлении. В географическом плане видно, что для компании изначально стратегически важны были развивающиеся рынки, через которые она продвигается в сторону передовых ИТ-стран.

В этом плане весьма показательным было представление на конференции исследования «Глобальный индекс сетевого взаимодействия» (GCI), где оценивается взаимосвязь уровня сетевых взаимодействий и развития национальных экономик на основе данных по 25 развитым и развивающимся странам. Директор по стратегии и маркетингу Huawei Вильям Сюй отметил, что рост GCI на один процент соответствует росту ВВП на душу населения на 1,4–1,9%, а для развивающихся стран — несколько больше. Из чего был сделан вывод, что стратегические инвестиции в ИКТ являются ключевым драйвером роста в развивающихся странах. Мировым лидером по показателю GCI среди стран, ставших объектом исследования, Германия занимает первое место именно благодаря взятому курсу на развитие ИКТ и постоянным инвестициям в них.

Очень интересным разделом этого исследования является оценка уровня зрелости различных отраслей мировой экономики в плане реализации их «цифровой трансформации». Результаты были представлены в виде двумерного графика, хорошо знакомого ИТ-специалистам по магическим квадрантам Gartner, но в данном случае речь шла не о расстановке сил ИТ-поставщиков в различных сегментах ИТ-рынка, а о позициях ИТ-заказчиков в смысле их зрелости в использовании современных ИТ с учетом двух характеристик: ICT Value (объем использования ИКТ в своей деятельности) по горизонтали и ICT Intencity (интенсивность использования самых передовых технологий) по вертикали. Соответственно все исследуемые отрасли распределились по четырем квадрантам: реформаторы, стратегические участники, тактические участники и отстающие. В число ИТ-передовиков вошли финансовый сектор, нефтегазовая промышленность, производство и образование.