В течение всех двадцати лет своей истории российский рынок СЭД динамично развивался по всем показателям — по числу заказчиков, по глубине проникновения в бизнес предприятий и конечно же по интегральным финансовым результатам. В результате из нишевого сегмента это направление превратилось в один из ключевых компонентов ИТ-рынка в целом, и его доля в отрасли продолжает расти. Однако пару лет назад отечественный СЭД-рынок вступил в полосу своей более решительной трансформации (что довольно точно отражает появившийся еще два года назад лозунг “выход за горизонты СЭД”), связанной с тем, что накопление количественных изменений в потребностях заказчиков приводит к необходимости качественной коррекции предложений со стороны разработчиков СЭД.

Именно с таких общих тезисов начал своей выступление генеральный директор компании “ИнтерТраст” Андрей Линев на очередной ежегодной конференции для корпоративных клиентов, которая в этом году проходила под лозунгом “Грани эффективности СЭД”. Он отметил, что СЭД продолжают динамично развиваться, постоянно адаптируясь к требованиям рынка и беря на вооружение новые технологические возможности. По его мнению, сегодня на рынке уже сложилось четкое представление о “джентльменском наборе” современной СЭД, который включает такие основные функциональные модули, как классические решения автоматизации делопроизводства и документооборота, системы управления документацией (отраслевой, нормативно-распорядительной), инструменты групповой работы с документами, а также средства управления типовыми процессами (автоматизация потоков работ).

Однако проблема “выхода за горизонты” подразумевает необходимость по-новому понять цели и назначение СЭД как таковой и ее место в общей системе ИТ-обеспечения организации. Главной характеристикой переживаемой сейчас российской СЭД-отрасли, по мнению руководителя “ИнтерТраста”, является переориентация с документа на человека как главный ресурс и фактор успеха работы организации. При этом он сформулировал ключевые задачи сегодняшнего дня таким образом:

  • основная задача СЭД — создание для всех сотрудников, работающих в блоке управления организации, от секретарей и делопроизводителей до руководителей высшего звена, качественно новых условий для повышения эффективности их работы как при решении личных задач, так и при работе, которая носит общий для управления организацией характер;
  • основное направление трансформации СЭД — превращение ее из самодостаточной системы в удобную инфраструктуру, обслуживающую основные деловые процессы управляющего.

Время, когда на рынке доминировали СЭД, изначально ориентированные на организационно-распорядительный документооборот, прошло. Но и в новых условиях классические СЭД по-прежнему необходимы для структурирования значимой для организации информации (документов), в то время как неуклонно растет значимость EСМ-систем в деле управления корпоративным контентом (интеллектуальными активами предприятия). Однако СЭД/ЕСМ должны избавиться от своих недостатков — превратиться в удобный для управленцев “сервис документирования”, который должен обслуживать основные деловые процессы организации, напрямую влияющие на ее эффективность и конкурентоспособность.

Развивая эти мысли, директор “ИнтерТраста” по развитию бизнеса Вадим Ипатов отметил, что ключевой тенденцией развития ИТ в целом сегодня является переход от решения задач снижения затрат на ИТ к вопросам извлечения максимальной прибыли от их использования. Применительно к СЭД это означает, что контент нужно использовать таким образом, чтобы непосредственно способствовать достижению деловых результатов, что функции СЭД должны быть переориентированы с вопросов регистрации и учета на прямое участие в создании бизнес-ценностей, с задач экономии на рутинных операциях и соответствия требованиям внешнего и внутреннего регулирования — на достижение осязаемого бизнес-успеха.

Понятно, что реализация всех этих общих идей связана с созданием соответствующих ИТ-решений. Тут уместно вспомнить, что “ИнтерТраст” является ветераном СЭД-движения, стоявшим у истоков формирования рынка двадцать лет назад. Компания с момента своего создания, ориентируясь в целом на автоматизацию крупных заказчиков, в качестве технологической основы использовала платформу Lotus Notes/Domino, являясь все эти годы одним из главных партнеров IBM по этому направлению. Однако два года назад руководство “ИнтерТраста” объявило о намерении радикально трансформировать свой флагманский продукт CompanyMedia в систему, способную работать в мультиплатформенном режиме с ПО различных ведущих мировых ECM-поставщиков.

Однако жизнь вмешалась в эти планы: создание платформно-независимого решения оказалось более сложной задачей, чем ожидалось, поэтому стратегия развития системы была скорректирована. В результате решено идти двумя параллельными путями — создания решения на базе Domino и многоплатформенного Java-варианта. При этом первому продукту в существенной мере отводится роль освоения новых функциональных возможностей, которые потом, по мере их отработки, переносятся в Java-версию

Новшеством было и то, что решение нового поколения компания стала создавать в режиме постоянного открытого диалога с заказчиками и партнерами, постоянно информируя их о ходе разработки, о возникающих проблемах и их решении, а также используя интеллектуальный и кадровый потенциал сообщества в деле создания новых версий системы. Напомнив об этом, Андрей Линев привел подробный отчет о затратах на создание ПО CompanyMedia версии 4. По его данным, за три года (с начала 2010-го) общие расходы на проект CompanyMedia-Domino составили более 40 тыс. человеко-часов, или 152 млн. руб. В проекте приняли участие более 35 сотрудников “ИнтерТраста”, 25 специалистов компаний-партнеров, 14 дизайнеров студий Лебедева, UIDesign, а также другие консультанты, аналитики и независимые эксперты. В результате их работы появилась текущая версия CompanyMedia-Domino 4.2, в марте следующего года должен выйти вариант 4.3 (а это еще 21 млн. руб. инвестиций на ее создание). Что же касается продукта CompanyMedia-Java, то первый релиз его должен выйти в мае следующего года, окончательный — в декабре. Общий бюджет этого проекта должен составить 69 млн. руб.

Андрей Линев среди достижений компании за прошедший год отметил также дальнейшее развитие функциональности мобильного рабочего места iDocs (в том числе выпуск варианта iDocsVIP для руководителей высшего звена), создание нового мобильного приложения aDocs для платформы Аndroid, сертификацию СompanyMedia во ФСТЭК. Из интересных проектных решений года были выделены поддержка договорной работы на предприятия (интеграция с “1С” и SAP), сдача налоговой отчетности в электронном виде (интеграция с решением “СКБ-Контур”), создание системы “Закупки” (обеспечение закупочной и тендерной деятельности в соответствии с требованиями закона для госпредприятий), реализация централизованного архива финансовых документов, а также внедрение решения “Заседания” для информационного обеспечения работы наблюдательных советов и советов директоров крупных компаний.