Мировой рынок средств ECM (управление корпоративным контентом) продолжает динамично развиваться, в 2012-м его объем составил 4,7 млрд. долл., что на 7,2% выше показателей предыдущего года. Эти сведения приводятся в очередном отчете компании Gartner в виде ее традиционного “магического квадранта” — Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2013. Правда, ускорение в ECM-сфере все же несколько замедлилось (годом раньше сообщалось о росте на 11,1%, а на пятилетнюю перспективу Gartner прогнозировала в среднем 11,4%-ные темпы. И тем не менее увеличение ECM-продаж превышает средние показатели по ИТ-рынку. Отметим, что этот рост обеспечивается не только (а может быть, и не столько) за счет “естественного” увеличения поставок традиционных продуктов, но и в силу расширения спектра решений, включаемых в само понятие ECM.

Хотя как раз сейчас ECM-рынок переживает “спокойный” период своего развития, без каких-либо заметных структурных изменений и качественно новых тенденций. Это следует из отчета Gartner, в котором фактически просто отсутствует аналитическая часть с обзором ситуации на рынке в целом, что, наверное, подразумевает актуальность \прошлогоднего анализа \.

При этом авторы отчета напоминают, что сам термин ECM используется для обозначения двух “родственных”, но все же разных понятий:

  • как стратегический подход к использованию ИТ, который позволяет предприятиям эффективно управлять своими информационными ресурсами, обеспечивая доступ к ним для поддержки групповой работы;
  • как набор программных средств, с помощью которых данная стратегия реализуется, причём использовать данные софтверные пакеты можно как целиком в комплексных задачах управления контентом на протяжении всего его жизненного цикла, так и отдельным частями для автоматизации тех или иных участков работ.

Напомним, что ECM-квардрант является рекордсменом-долгожителем среди подобных исследований Gartner различных сегментов ИТ-рынка (ведется с начала нынешнего века). Это объясняется, с одной стороны, стабильностью самого тематического направления, с другой — его неизменной, причем растущей актуальностью для заказчиков. Даже само понятие ECM за эти годы не претерпело принципиальных изменений, хотя, конечно, его таксономия эволюционно корректировалась. Но как раз в нынешнем отчете она полностью повторяет вариант последних двух лет: управление документами, управление записями, управление бизнес-процессами, обработка изображений, управление Web-контентом (WCM), управление социальным контентом и расширенные компоненты по работе с контентом. Более того, в 2012-м, по оценке Gartner, доли этих направлений в общем объеме ECM-поставок остались на уровне предыдущего года.

Не претерпело изменений и представление Gartner о целевых задачах, которые ставят перед собой заказчики, прибегая к использованию ECM: общее повышение эффективности деятельности компании, снижение операционных затрат, оптимизация бизнес-процессов, обеспечение возможностей “электронного расследования” (E-Discovery) и соответствия нормативным требованиям по поддержке архивов, привлечение и удержание клиентов. Среди новых тенденций именно этого года эксперты из Gartner отмечают лишь то, что все больше ECM-вендоров предлагают облегченные облачные решения, ориентированные на новые возникающие потребности клиентов и реализующие только определенные части ECM-функционала. По мнению аналитиков, эта тенденция будет одной из главных в последующие годы наряду с повышением общей мобильности клиентов и использованием сетевой архитектуры системы в целом.

Но если в технологически-функциональном плане развитие ECM-средств, по мнению Gartner, особо заметных изменений за прошедший год не произошло, то в самом квадранте, представляющем расстановку сил на этом рынке, сразу бросается в глаза, что один из лидеров данного ИТ-направления корпорация Oracle резко откатилась назад, переместившись из ведущей группы в сектор “претендентов”.

Нужно вспомнить, что мировой рынок ECM в его нынешнем виде (в плане состава основных игроков) сформировался примерно в 2007 г. во многом в результате происходивших два-три года до этого приобретений мегавендорами специализированных, причем ведущих, ECM-разрабочиков. В тот момент в квадранте “лидеры” было четыре компании, причем хорошо видна была ведущая тройка (IBM, EMC и Open Text), за которой с некоторым отрывом следовала Oracle. В 2008-м к ним прибавилась Microsoft — она единственная из “больших” не совершала приобретений, а сделала ставку на развитие собственного продукта SharePoint и через год “на полголовы” опередила соперников. Причем на пятки ей наступала именно Oracle. В последующие годы в группе лидеров шли медленные, но устойчивые перемещения, и в результате в ECM-квадранте 2012-го довольно четко определилась “передовая тройка” в составе IBM, Oracle и Microsoft, за которой с заметным отрывом следовала вторая тройка группы лидеров — EMC, Open Text и примкнувшая к ним Hyland Software. И вот спустя одиннадцать месяцев после выпуска прошлогоднего отчета оказалось, что Oracle резко откатилась назад, снизив свой статус до “претендента”, в то время как давний “претендент” Perceptive Software наконец-то сделал рывок и попал в заветный сегмент “лидеры”. Что же случилось?

В явном виде ответа на этот вопрос Gartner в своем отчете не дает, но в обзоре позиции каждого участника квадранта отмечает, что стратегическое видение развития ECM-направления у Oracle сейчас выглядит не таким сильным, как у других ведущих поставщиков (откат Oracle произошел именно по оси “видение”). Как можно понять из комментариев авторов отчета, Oracle идет по пути формирования линейки вертикальных продуктов, не уделяя достаточного внимания собственной ECM-платформе и горизонтальным решениям. Второй, возможно, еще более важный момент — это наличие у Oracle во многом дублирующих друг друга продуктов (в частности, WebCenter Content и WebCenter Sites), что затрудняет ориентацию заказчиков при выборе нужного им ПО с учетом долгосрочных перспектив его развития.

Таким образом, прошлогодняя “передовая тройка” превратилась в этом году в “пару”, где IBM выступает “ведущим”, а Microsoft — “ведомым”.

По оценкам Gartner, IBM является лидером ECM-рынка по объемам продаж, обладая при этом представительным портфелем программных инструментов, позволяющих решать весь спектр задач управления контентом. Компания традиционно ориентируется на достаточно крупных заказчиков, обеспечивая высокий уровень производительности и масштабирования своих решений. Она активно выступает проводником новых идей и направлений в использовании ИТ, что в сфере ECM проявляется в особом внимании IBM к задачам управления транзакционным и социальным контентом. Достоинством ПО IBM является поддержка широкого спектра операционных сред, а также общее понимание значимости задач управления контентом и его аналитической обработки в современном ИТ-мире. Хорошим шагом стало создание нового единого пользовательского интерфейса Content Navigator. В то же время Gartner отмечает, что пока у IBM нет четкой стратегии в реализации ECM-продуктов в облачных средах: как и раньше, многие продукты ее ECM-портфеля дублируют друг друга, что усложняют заказчикам выбор нужного решения.

Достоинство Microsoft состоит в очень четкой ориентации на единую платформу SharePoint с опорой на доминирующий на рынке набор клиентских офисных приложений. Отмечая популярность SharePoint, Gartner называет его “информационным швейцарским армейским ножом”, который широко используется для решения широкого спектра ECM-задач. В качестве достоинства упоминается четко сформулированная облачная стратегия развития средств Microsoft, наличие у компании разных вариантов развертывания системы (как онпремис, так и онлайновые сервисы) с обеспечением достаточно простой миграции. Аналитики говорят и о потенциальных проблемах продуктов компании: по мере усложнения проектов заказчики сталкиваются с трудностями в плане производительности и масштабирирования, а также расширения функционала. Правда, ожидается, что в новой версии SharePoint 2013 софтверный гигант сумеет сильно продвинуться в решении этих проблем.

Еще одной заметной новостью ECM-квадранта стало повторное появление корпорации HP (после присутствия в нем в течение двух лет она его покинула в 2010 г.), которая смогла заметно расширить свой портфель решений по управлению контентом за счет сделанных в последние годы приобретений (в первую очередь речь идет о покупке Autonomy).

Доли отдельных направлений на ECM-рынке

Направление Рыночная доля,%
Управление документами 15
Управление Web-контентом 7
Управление записями 13
Обработка изображений 18
Управление социальным контентом 15
Workflow/BPM 22
Расширенные компоненты 10

Источник: Gartner, 2013 г.