Возможно, сейчас многим покажется странным, что еще десятилетие назад не только специалисты нашей страны, но и всё мировое сообщество задавалось вопросом: готово ли законодательство различных стран признать электронную подпись (ЭП) как эквивалент рукописной? Можем ли мы вообще использовать ее в каждодневной практике, или это нечто совершенно новое? На сегодняшний день российским законодательством этот вопрос решен однозначно.

О юридических гарантиях и рисках использования ЭП на сегодняшний день в ходе секции, посвященной юридически значимому электронному документообороту в рамках саммита RECS '2013 рассказала Нина Соловяненко — старший научный сотрудник сектора предпринимательского права ИГП РАН.

Юридические гарантии

Юридические гарантии — это правовые нормы, разнообразные правовые институты и механизмы, обеспечивающие юридическую силу ЭП.

“Электронный документ, подписанный электронной подписью, приобретает основное юридическое качество — способность оформлять правовые отношения. Проще говоря, вызывать ожидаемые и предусмотренные для него правовые последствия, и это его основная функция, будь то электронный или обычный бумажный документ”, — пояснила г-жа Соловяненко.

По ее словам, гарантий много. К ним относятся нормативно-правовые гарантии, международные договоры, процессуальные нормы, договорные гарантии.

Нормативно-правовые гарантии — законы, подзаконные акты, которые ввели ЭП в юридический электронный документооборот. Революционным на сегодняшний день является закон о введении электронного документа, подписанного ЭП, в трудовые отношения (ФЗ № 60 от 05.04.2013.) “То есть эти гарантии спускаются на самый важный для каждого уровень частной жизни”, — отметила г-жа Соловяненко.

Говоря о правовых институтах, считает она, следует отметить правовой институт удостоверяющих центров, появление дистанционных договоров как возможности заключать и исполнять договоры электронным способом, используя ЭП. Создан институт госзакупок, который связан с оформлением электронной документации, и закрепленная ответственность за ненадлежащее оформление договоров по государственным закупкам, предусмотренным для них электронным способом.

Среди международных договоров следует выделить Конвенцию о применении электронных сообщений в международных договорах.

Данная конвенция применяется к использованию электронных сообщений в связи с заключением или исполнением договоров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. “К сожалению, мы не используем эту конвенцию даже в модельном виде”, — прокомментировала г-жа Соловяненко.

Существует соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза. Соглашение направлено на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, принятие единых правил электронного документооборота, развитие и применение информационных технологий в целях обеспечения процессов экономической интеграции, развития внешней и взаимной торговли на единой территории Таможенного союза.

Процессуальные нормы, закрепляющие возможность для документов, подписанных электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, быть представленными в качестве письменных доказательств. А также возможность предоставления копий документов в электронном виде. “Это сильная гарантия того, что, к примеру, факт совершения сделки будет не только закреплен договором, но при необходимости и рассмотрен в судебном порядке с последующим принятием решения”, — пояснила г-жа Соловяненко.

Договорные гарантии — это договоры присоединения, включая приложения, правила, регламенты.

В настоящее время создалась тенденция, когда к договорам и всему, что с ними связано, уделяется приоритетное внимание. По словам г-жи Соловяненко это связано с тем, что гражданское законодательство, которое регулирует бизнес-отношения, основной “центр тяжести” — правовые последствия этих отношений — переносит не на закон, а на договор.

“В этой связи я как человек, который занимается судебными спорами, не без сожаления хочу отметить довольно частое использование клиентами в суде устаревших договорных конструкций”, — отметила она.

Юридический риск

Юридический риск — это возможность наступления негативных юридических последствий при применении электронной подписи.

Как пояснила г-жа Соловяненко, в юридическом контексте и взгляде на риск присутствует категория, называемая случайностью. А в области правового применения ЭП случайностей быть не должно. “Их просто не может быть, их необходимо сводить к минимуму, потому что юридический риск электронного документооборота отражается на результате правовых отношений. И это самое главное. Если риском является недоставленный или неправильно подписанный документ, то результатом может быть сорванная сделка, упущенная выгода”.

По ее мнению, к настоящему времени основной юридический риск непризнания электронного документа с ЭП устранен, но существуют иные риски, которые в основном связаны с законодательной неопределённостью. “И эта неопределённость, к сожалению, не может быть полностью решена судом, потому что он лишь толкует закон. Создать свою норму, недостающую в законодательстве, суд пока не может. В результате получается перекос в нормативном закреплении интересов, скажем, производителей и потребителей подобных услуг”, — сказала она.

Также г-жа Соловяненко обратила внимание на принципиальную возможность использования неограниченной ответственности субъектов с применением ЭП: “В отличие от других стран, иных правовых систем, где эта ответственность может быть ограничена, у нас за неправильное применение ЭП, или за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законом, или за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором, юридическая ответственность может быть практически не ограничена. Поэтому теоретически упущенную выгоду взыскать можно”.

Немаловажным, по ее словам, является также риск, связанный с расхождением законодательства в области регулирования порядка работы и оформления электронных и бумажных документов.

“Сюда же следует отнести названный уже риск использования устаревшей договорной документации. В моей практике был случай, связанный с устаревшим договором. Результатом было проигранное в суде дело. Оказалось, что люди неправильно закрепили свои права, механически списав этот договор и скомпилировав куски из чужих договорных пакетов. Поэтому рекомендую регулярно обновлять свои договора. Не списывать их друг у друга, а составлять самостоятельно. Помните, что ваши договора — это ваши права и успех вашей деятельности”, — посоветовала г-жа Соловяненко.