Реформирование ECM-бизнеса холдинга “АйТи”, начатое в конце прошлого года под лозунгом интеграции концепций ECM (управление корпоративным контентом) и BPM (управление бизнес-процессами) в виде создания компании “Логика бизнеса 2.0”, спустя почти девять месяцев получило свое логическое продолжение: нынешний деловой сезон открылся объявлением о новой стратегии развития ECM-продуктов “АйТи”. И теперь вся линейка этого ПО будет носить новое название — “Логика ECM”, которое сменит давно и хорошо известное на российском ИТ-рынке имя “БОСС-Референт”.

Это объявление было сделано в режиме веб-пресс-брифинга — еще одно новшество, отражающее изменения в современном информационном пространстве, — совместно председателем совета директоров ГК “АйТи” Тагиром Яппаровым и генеральным директором “Логики бизнеса 2.0” Марией Каменновой, что само по себе было весьма символично. Ведь руководитель (и один из основателей) “АйТи” в значительной степени сам стоял у истоков линейки “БОСС” почти двадцать лет назад, и сейчас именно он сказал о том, что постоянное развитие рынка, изменение требований заказчиков и, как следствие, эволюция системы “БОСС-Референт” привели к тому, что прежнее название системы перестало отражать весь широкий функционал программных продуктов этого класса. Потому и было решено провести ребрендинг.

Российский рынок ECM/СЭД, кажется, как раз сейчас переживает серьезный переломный момент в своем развитии, который наглядно отражается в активных дискуссиях последних месяцев на тему “выхода за горизонты СЭД”. Фактически же речь идет о завершении долгого, почти двадцатилетного периода “традиционных СЭД” и переходе к новому для нас этапу реализации настоящих проектов класса ECM. И история эволюции “БОСС-Референта” очень интересна и показательна в плане понимания общего развития российского рынка средств управления документами.

“БОСС” — один из самых известных российских софтверных брендов, но сегодня мало кто сможет расшифровать эту аббревиатуру. Означает же она в своем исходном варианте — “Бухгалтерская офисная сетевая система”. Начав работать в 1990 г. на формирующемся российском ИТ-рынке в качестве сетевого интегратора, “АйТи” довольно быстро вышла на проекты по созданию заказных решений для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий (круг задач, который позднее получил название ERP). В ходе таких работ естественным путем стал складываться прообраз тиражного решения, которое в 1995-м получило название “БОСС”, а в придачу к нему логотип с изображением пузатого буржуя во фраке и слоган “БОСС знает всё!”. Годом спустя система была представлена двумя вариантами, которые поначалу различались номерами — 1 и 2, а позднее получили более осмысленные имена: “Компания” (для малого и среднего бизнеса) и “Корпорация” (для крупных заказчиков). Обратим внимание: данные решения не были (и не стали впоследствии) тиражными, скорее это был набор средств для реализации заказных проектов. Но в них входили компоненты, ставшие потом известными программными продуктами, — “БОСС-Референт” и “БОСС-Кадровик”.

“БОСС-Референт”, реализованный на чрезвычайно популярной в начале 1990-х платформе Lotus Notes (тогда еще без “IBM”), как самостоятельный продукт был представлен в 1996-м. Спустя три года он стал основой создания в Федеральной налоговой службе системы электронного документооборота, которая до сих пор считается одной из крупнейших в России (более 120 тыс. пользователей). В 2006-м разработки и развитие “БОСС-Референта” были переданы в фирму “Аплана” (разработчик ПО, в основном заказного, дочерняя структура “АйТи”), а два года спустя команда “БОСС-Референта” была выделена в отдельную компанию с таким же названием и с фокусировкой на развитие и продвижение этой СЭД. Важный момент: новая компания не занималась проектами по внедрению, ее задачей был как раз переход к партнерской модели ведения бизнеса. Однако, судя по всему, с реализацией чисто вендорской схемы работы не очень получалось (это почти ни у кого в России не выходит до сих пор), и в начале 2011-го в составе “АйТи” появилась еще одна фирма — “АйТи. Информационный менеджмент”, которая целенаправленно занялась проектами внедрения ECM-решений.

В конце 2009 г. в жизни “БОСС-Референта” произошло важное (и знаменательное для всего российского СЭД-рынка) событие: руководство “АйТи” объявило о намерении создать ECM-продукт на основе Microsoft SharePoint. С одной стороны, это говорило о растущем интересе к данной платформе со стороны отечественных СЭД-поставщиков (в лице приверженца IBM Lotus), а с другой — о возникшей перед ними проблеме коренной модернизации своих собственных решений, в том числе в плане поддержки различных базовых платформ. Как стало понятно немного спустя, “АйТи” выбрала в целом традиционный для себя вариант развития: создание под единым зонтичным брендом “БОСС-Референт” набора, в общем-то, различных решений на разных платформах, причем с применением схемы эволюционного преобразования заказных проектов в виде тиражных продуктов (формирование продукта по мере появления его заказных разработок). Отметим сразу: такая стратегия вроде бы является эффективной с точки зрения оптимизации инвестиций (их, собственно, нет, поскольку затраты перекладываются на заказчиков), но при этом сопровождается давно известными для модели разработки “снизу вверх” рисками (архитектурные сложности развития, отсутствие четких планов выпуска новых решений и пр.). Так или иначе, но уже летом 2010-го “АйТи” анонсировала предварительные версии еще двух вариантов “БОСС-Референта” — на базе IBM FileNet и на основе открытого ПО JBoss.

Собственно, именно с таким арсеналом семейства “БОСС-Референт” была произведена в начале нынешнего года структурная реорганизация ECM-бизнеса “АйТи”, когда новая структура “Логика бизнеса 2.0” объединила ранее существовавшие компании “БОСС-Референт” (разработчики ПО), “АйТи. Информационный менеджмент” (консультанты и внедренцы) и пришедшую извне BPM-команду во главе с Марией Каменновой.

Итак, теперь линейка ECM-продуктов “Логики бизнеса 2.0”/“АйТи” будет носить название “Логика ECM”, и на данный момент в неё входят пять решений:

  • “Логика ECM. СЭД” — система для ведения электронного документооборота на платформах IBM Collaboration Solution (Lotus Notes/Domino) и СПО;
  • “Логика ECM. Финансовые документы” — решение для эффективного управления финансовым документооборотом на платформе IBM FileNet;
  • “Логика ECM. Госуправление” — система для автоматизации документооборота в органах государственной власти, включая интеграцию с системами государственных услуг. Решение сделано на СПО JBoss, но существует также версия на IBM Lotus Notes/Domino;
  • “Логика ECM. Mobile” — универсальный мобильный клиент iPad для СЭД, который может работать со всей линейкой продуктов, созданных на разных платформах;
  • “Логика ECM. Штамп” — решение для ведения защищенного документооборота (электронная подпись) на любой платформе, через любой клиент и с выбором любого криптопровайдера.

Нетрудно заметить, что предметная направленность продуктов связана с использованием различных базовых платформ. На вопрос, почему разработчики не решились пойти на создание прикладных решений с использованием мультиплатформенной архитектуры, Мария Каменнова пояснила, что такой вариант сложен в реализации, будет довольно громоздким и не очень производительным, а на практике — не слишком востребованным.

Кроме того, она представила дорожную карту развития линейки “Логика ECM” на ближайшие полтора года. Уже в скором времени на рынке будут представлены еще два продукта этого семейства: система управления электронными документами в едином хранилище “Логика ECM. Архив” и система управления договорной деятельностью “Логика ECM. Договоры”. Будет также существенно расширен функционал коробочного продукта “Логика ECM. СЭД”, к которому добавятся модули “Архивное хранение” и “Обращения граждан”. Что же касается ECM-решения на базе SharePoint, то было сказано, что оно еще доводится до статуса тиражного в рамках выполняемых заказных проектов.