Мобильность и социализация — безусловно, самые яркие тренды текущего момента. Но что в данном случае означает “тренд”? Направление развития или некоторую конечную точку, куда в конечном итоге “приползут” все? Попробуем разобраться. Каждый тренд — это отдельное явление, поэтому, на мой взгляд, будет логично каждому из них посвятить отдельную статью.

Итак, мобильность.

При чтении обстоятельных аналитических статей и лаконичных пресс-релизов появляется чувство, что значительная доля пользователей уже решает производственные задачи с помощью мобильных устройств. Более того, мобильные пользователи и “на работе” хотят работать только со своих любимых личных устройств, которые они используют “в мирной жизни”. Для этого тренда есть свое имя — BYOD (Bring Your Own Device). Судя по накалу страстей, доля таких мобильных пользователей неумолимо стремится к 100% от общего числа пользователей. Производители информационных систем один за одним выпускают мобильные клиентские приложения под популярные платформы.

Но так ли все хорошо на “мобильном” фронте? Наталья Храмцовская в своем блоге опубликовала интересные результаты исследований, проведенных компанией Harmon.ie. Так вот, судя по ответам респондентов, у 54% работников при удаленной работе продуктивность труда ниже по сравнению с работой в офисе; 43% при удаленной работе часто не могут получить доступ к ключевой информации, необходимой для завершения проекта; 38% опрошенных считают, что упускают деловые возможности из-за плохо организованной совместной мобильной работы; 41% сказали, что удаленный режим вынуждает их использовать потенциально устаревшие документы; наконец, 84% работающих в мобильном режиме американцев считают, что не в состоянии эффективно работать в коллективных проектах со своих мобильных устройств, поскольку имеющиеся технологии не соответствуют их потребностям.

Как видите, все пока очень далеко от идеала. Так в чем же корень этих проблем?

В низком разрешении? Но разрешение экранов у современных планшетов и топовых смартфонов примерно соответствует разрешению лаптопов 8—10-летней давности, а некоторые “продвинутые” устройства даже превосходят ветеранов. И если десять лет назад такое разрешение считалось нормальным для успешного решения бизнес-задач, то сегодня, когда мы уже безнадежно избалованы Full HD-разрешением настольных мониторов и гиперфункциональным интерфейсом настольных приложений, мы считаем, что разрешения экрана 1024—1280 пикселов явно недостаточно для комфортной работы. Так может, дело в диагонали экрана? Вполне вероятно, ибо как иначе объяснить, что современные мобильные флагманы имеют диагональ 4—5 дюймов, в то время как еще пару лет назад диагональ в 3,5 дюйма считалась “золотым стандартом”. Но только ли в этом дело?

С другой стороны, пальцеориентированный интерфейс подразумевает крупные элементы управления. Достаточно крупные, чтобы “не промахнуться” пальцем. Да, это вносит свои ограничения, не позволяя сделать элементы управления мелкими и разместить их на минимальном расстоянии друг от друга, как в приложениях для настольных компьютеров, ориентированных на работу с мышью или трекпадом. Может, чтобы облегчить жизнь бизнес-пользователям, взять и перенести на планшеты и смартфоны интерфейсы настольных приложений, а самих пользователей вооружить стилусами? Но почему же тогда использование стилуса в мобильных устройствах не стало, а точнее перестало быть массовым явлением? Помните, с какой быстротой производители мобильных устройств отказывались от стилусов после появления iPhone? Я уже не говорю про не случившуюся революцию под названием Tablet PC. Сейчас стилус в смартфоне или планшете — скорее экзотика, и количество таких моделей можно по пальцам пересчитать. Дело явно в чем-то другом.

Может, дело в экранной клавиатуре, что вечно закрывает добрую половину экрана. Но как тогда объяснить, что количество моделей с аппаратной QWERTY- клавиатурой, мягко говоря, заметно уступает количеству моделей без таковой? Да и внешними проводными или беспроводными клавиатурами обзавелись далеко не все владельцы мобильных устройств…

Точно! Дело в мобильных операционных системах. В них же нельзя запустить приложения для настольных компьютеров. Но почему же тогда так скромна доля планшетов на Windows 7? Возможно, ситуация изменится уже скоро, когда начнутся продажи устройств на Windows 8. Но и здесь все не так просто: планшеты на процессорах ARM будут работать под управлением Windows 8 RT, прямой совместимости, по слухам, не будет, и приложения придется перекомпилировать.

Ответ, мне кажется, очевиден и прост, и в этом сходятся все эксперты, чье мнение приводил Андрей Колесов в своей статье . Видимо, пока еще рано рассматривать планшет или смартфон как самодостаточное устройство, и мобильные сценарии дополняют “основные”, а не заменяют их. Поэтому на сегодняшний день самым ярким проявлением и самым реалистичным воплощением мобильного тренда я бы назвал мобильные клиентские приложения, посредством веб-сервисов связанные с “материнскими” информационными системами. Мобильные приложения используют сильные стороны мобильных устройств, реализуя сценарии, наиболее соответствующие их возможностям.

В сфере ECM самым популярным сценарием стало “активное чтение” документов, включающее некоторые интерактивные элементы: текстовые, голосовые, рукописные комментарии, визы, примечания, рисунки и т. п. Я сознательно не говорю “АРМ руководителя”, так как этот сценарий охватывает большее число сотрудников. Помимо руководителей это удаленно работающие сотрудники, проводящие много времени на совещаниях, в командировках, на производственных объектах и т. д. Контент создается, как правило, в настольных приложениях. Далее он может быть преобразован в форму, удобную для отображения на мобильном устройстве, а мобильный пользователь рецензирует, визирует, утверждает, оценивает и комментирует его.

Было бы ошибкой считать, что мобильные пользователи не могут создавать контент в силу конструктивных ограничений мобильных устройств и поэтому вынуждены его только читать. Далеко не все пользователи принимают активное участие в создании новых документов, они могут выступать в роли экспертов, заниматься согласованием, брать на себя определенную ответственность, наконец, своей волей воплощать в жизнь положения совместно разработанного документа. И мобильные устройства позволяют этим пользователям выполнять свои задачи в полной мере.

* * *

Тем не менее мы продолжаем ждать и надеяться на чудо. Ждем новый iPad, планшеты под управлением Windows 8. Дожидаемся, пробуем, покупаем, используем и снова начинаем ждать очередных новинок. Хотя, на мой взгляд, нужно ждать появления новых форм взаимодействия с мобильными устройствами, которые позволяли бы вводить большие объемы текста, управлять сложным интерфейсом. То есть таких форм, благодаря которым мобильные устройства по возможностям окончательно сравняются с настольными. Именно это могло бы стать окончательным проявлением мобильного тренда, когда произойдёт полная и безоговорочная “мобилизация всей страны”.

Автор статьи — ИТ-аналитик компании DIRECTUM.

Спецпроект