Тема поддержки мобильных пользователей в системах электронного документооборота появилась в российской СЭД-отрасли еще несколько лет назад. Но надо сказать, что до недавнего времени эти вопросы затрагивались в рамках обсуждения проблем документооборота, скорее, из соображений моды или просто чтобы показать, что мы в курсе мировых ИТ-тенденций. Мол, есть определенный интерес со стороны заказчиков, пока незначительный, мы, как поставщики, готовы в любой момент поддержать клиентов в этом направлении… В технологическом плане поддержка идей мобильности в СЭД ограничивалась, как правило, созданием Web-клиентских рабочих мест с более ограниченной функциональностью по сравнению в традиционным настольным вариантом.

Но в начале осени 2010 г. тема мобильности в СЭД явно обрела второе дыхание в результате слияния с другим актуальным вопросом — создания и внедрения автоматизированных рабочих мест руководителей (АРМР). Проблема АРМР — давняя, постоянно решаемая разработчиками СЭД и при этом почти не решенная. Отметим сразу, что тема эта явно носит какой-то специфически российский характер: в зарубежных обсуждениях вопросов использования ИТ (в том числе в тематике ECM, управления контентом) тема поддержки первых лиц никогда особо не звучала, не видно ее присутствия и в аналитических исследованиях рынка. В России же необходимость вовлечения начальства в электронные бизнес-процессы руководимых им организаций обсуждается давно и при этом, несмотря на усилия разработчиков по созданию специальных клиентских АРМР, особых успехов, кажется, не наблюдалось: не очень хотело руководством работать за ПК.

Дело сдвинулось с мертвой точки полтора года назад, толчком послужил пример президента страны, который и до этого уже в течение почти двух лет демонстрировал свою приверженность современным ИТ и Интернету, а в конце весны 2009-го стал появляться на встречах со своими подчиненными и соратниками с только что появившимся на рынке Apple iPad. В России эти устройства тогда не продавались, но помогло наступившее время летних отпусков: к началу осени 2009 г. оказалось, что многие (возможно, даже большинство) руководители регионов, ведомств и достаточно солидных компаний вернулись из зарубежного отдыха с новыми планшетами.

Правда, тут сразу же выяснилась проблема: не очень понятно было, как использовать эти устройства для дела, хотя, конечно, демонстрация общественности и коллегам наличия такого гаджета была важна сама по себе. На изменение ситуации с АРМР очень быстро отреагировали разработчики СЭД, в результате чего уже в середине осени 2010-го в СМИ стали появляться сообщения о выпуске АРМР на базе планшетов. Интерес к этой тематике с тех пор не очень быстро, но неуклонно повышался, да и планшеты становились все более доступными, они стали продаваться и в России, начала быстро расти популярность устройств на базе Android, о планах в этой области заговорила Microsoft. Поток сообщений о выпуске устройств для мобильных рабочих мест (но все же только применительно к руководителям) с конца лета 2011-го нарастал как вода в половодье и в отличие от природных паводков с наступлением зимних холодов даже еще больше усилился. Вот на таком фоне в конце января состоялся круглый стол по теме “Мобильность и СЭД”, проведенный компанией “ИнтерТраст” в рамках ее инициативы “СЭД — строим открыто!”.

Пока — лишь “мобилизация” первых лиц

В ходе общего обсуждения проблематики во вступительной части этого собрания был приведен целый ряд тезисов и соображений со ссылками преимущественно на зарубежный опыт и мнения западных аналитиков.

  • Мобильность (доступ к информационным ресурсами и функциям корпоративных систем) создает бизнесу новые возможности для повышения эффективности (повышение гибкости и ускорение бизнес-процессов), но при этом несет потенциальные угрозы и риски с управляемостью, безопасностью.
  • Поддержка мобильности требует от разработчиков существенного пересмотра логики работы системы и решительной модернизации пользовательского интерфейса (его упрощение и повышение удобства работы, в том числе за счет реализации ролевого подхода и более высокого уровня кастомизации).

Исследования рынка показывают, что сегодня в Западной Европе подавляющее большинство менеджеров высшего и среднего звена имеют планшеты (правда, в добавление к ноутбукам, которые имеет все 100%), что в мире более половины продаваемых iPad используются в том или иной мере в бизнесе.

В одном из выступлений, со ссылкой на известный прогноз Gartner (к 2013 г. использование мобильного доступа в Интернет превзойдет использование Сети с настольных компьютеров ), был озвучен сильный тезис: “Это и станет концом света для тех компаний, которые еще не осознали, что мир вступил в эпоху мобильности”.

Однако по ходу небольшой дискуссии участники собрания все же пришли в выводу, что в списке причин возможного конца света для компаний неосознание вступления в эпоху мобильности является далеко не самой главной угрозой. Во всяком случае, для России и не в плане применения СЭД в их “национальном” понимании в нашей стране. И тут нужно сразу отметить два момента.

Первая волна проникновения мобильности в корпоративные системы поднялась в мире примерно десять лет. Разумеется, определенные успехи были достигнуты в этом направлении, но реальные результаты были явно ниже заявляемых. Конечно, использование мобильности повышается и сейчас, а с появлением качественно новых технических средств и ростом интернет-доступности (как по географии, так и по скорости) наблюдается его заметное ускорение. Но все же многие проблемы внедрения новых информационно-коммуникационных возможностей лежат в плоскости организации системы управления компаниями, а не технических аспектов.

Как раз по второму пункту специфика российской модели управления заметна очень хорошо (в плане не очень высокой востребованности мобильности), что и было проиллюстрировано на примере деятельности “ИнтерТраста” в сфере СЭД. Говоря о работе компании в мобильном направлении, ее генеральный директор Андрей Линев отметил, что возможность поддержки мобильной работы пользователей (Web-клиент для всех сотрудников, специальное рабочее место для руководителей) появилась в техническом арсенале ее системы CompanyMedia еще несколько лет назад. Но реальный спрос на эти предложения появился только в последние полтора года, причем этот касается в основном АРМР. При этом виден вот какой парадокс: требование наличия мобильно-планшетного АРМР сегодня присутствует чуть ли не в каждом значимом проекте, но речь идет при этом лишь об автоматизации первых лиц.

Дальнейшее обсуждение и в рамках этого круглого стола также пошло в направлении поддержки исключительно первых лиц. Тут нужно сделать замечание: разговоры по этой теме ведутся давно, но в основном на уровне теории и планов. Конкретных примеров крайне мало или нет вовсе. В данном случае все было иначе: о внедрении и использовании планшетных АРМР рассказали начальник управления документационного и информационного обеспечения аппарата губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Кулаков, начальник департамента эксплуатации информационных систем “Внешэкономбанка” Анатолий Моргунов и начальник управления внедрения и сопровождения информационных систем банка “ВТБ” Владимир Самоделов.

О пользе и значении вовлечения руководства в ИТ-жизнь организации говорили все, что, впрочем, давно и хорошо известно (ускорение важных бизнес-процессов, понимание начальством значимости автоматизации и пр.). Но в данном случае интересен другой момент: все выступавшие единодушно отметили, что ранее принимавшиеся попытки вовлечь в ИТ топ-менеджеров с помощью организации стационарных (например, даже с помощью огромных плазменных экранов) или мобильных рабочих мест не увенчались успехом. И вот только с появлением iPad…

Конечно, тут можно сказать спасибо Стиву Джобсу и Дмитрию Медведеву (как соответственно поставщику и промоутеру), но все же стоит также и задуматься над подобной ситуацией. Ведь во всем мире вовлечение первых лиц в ИТ удавалось сделать с помощью обычных стационарных ПК, а потом — давно уже существующих ноутбуков. И без привлечения высших должностных лиц страны.

Любопытные рассказы об успехах внедрения APMP были прерваны вопросом из зала: какую проблему мы обсуждаем — автоматизацию первых лиц или использование мобильности в СЭД? Потому что пока получается (это видно и по многим примерам других проектов самых разных поставщиков), что вся тема мобильности пока сводится к поддержке, причем в весьма специфическом режиме, крайне узкой категории ИТ-пользователей. Хотя в описании ситуации с мобильностью в корпоративных системах практически все время (уже более десяти лет) говорится о широком (и постоянно расширяющемся) спектре сотрудников компаний.

Вопрос о том, нужна ли мобильность некоторому широкому кругу сотрудников или это важно только для руководителей, остался в целом без ответа. Дискуссия по нему естественным образом вылилась в обсуждение аспектов, о которых нужно было бы договориться с самого начала: о какого рода информационных системах и каких решаемых задачах идет речь? И что такое СЭД? Потому что, если речь идет сугубо об автоматизации работы канцелярии (учет внутренних и внешних управленческих документов), то никакой мобильности секретарю-регистратору не нужно в принципе.

Однако помимо организационных аспектов (нужна ли мобильность сотрудников как таковая) довольно очевидны и чисто технические проблемы. Главная из них заключается в том, что пока почти все проекты по автоматизации первых лиц носят, скорее, штучный характер. Несмотря на то что почти все разработчики СЭД имеют в своем арсенале тиражные решения класса АРМР, на практике они требуют серьезных усилий по их адаптации под конкретное лицо, причем зачастую когда “стоимость не имеет значения”.

Тут можно провести такую аналогию: задачи автоматизации первых лиц и “мобилизации” сотрудников соотносятся сейчас примерно как ручная сборка элитного автомобиля под заказ и организация массового конвейерного производства машин. Во втором случае нужны совершенно иные подходы к выбору технологий и стандартов, к решению задач безопасности, поддержки пользователей и т. д. И в то же время всем понятно, что создание мобильной рабочей среды — это совсем не только технология, но прежде всего организация бизнес-процессов…

В этом плане весьма показателен ответ одного из участников круглого стола на вопрос из зала по поводу того, почему же у нас дело с мобильностью явно отстает от западных стран: “Чтобы у нас было, как у них, нам нужно устроить революцию в системе управления предприятиями, да и государством тоже”.