После довольно долгой маркетинговой подготовки заказчиков и партнеров к облачным инновациям ведущие ИТ-поставщики начинают переходить от слов к делу, продвигая на рынок конкретные средства, технологии и методики. В первой половине этого года было хорошо видно повышение активности в данном направлении российского подразделения HP, которое продемонстрировало ряд проектов по внедрению облачных решений. О видении перспектив облачных моделей в нашей стране и о планах корпорации директор департамента программных решений HP в России Андрй Кутуков рассказал обозревателю PC Week/RE Андрею Колесову .

PC Week: Мы с вами беседовали о планах HP Software в России ровно год назад,и потому хотелось бы начать разговор с такого вопроса: что удалось сделать из намеченного тогда?

Андрей Кутуков: Нельзя сказать, что год был простой, но в целом его итоги можно оценить вполне позитивно. При этом, конечно, явных тенденций долгосрочного характера сейчас пока не наблюдается, рынок был все это время нестабильным. Относительно перспектив у аналитиков нет единства, некоторые из них говорят, например, об угрозе второй волны кризиса. В первые месяцы года мы наблюдали активный рост, а к лету динамика роста пошла на спад. Потрясения мировой финансовой системы в августе в определенной мере повлияли на активность бизнеса и в России. Хотя, если говорить о крупном корпоративном рынке, то колебания мировых финансовых рынков затронули его незначительно. Многие компании вошли в 2011 г. с хорошими ИТ-бюджетами и долгосрочными проектами, и мы пока не видим, чтобы наши заказчики пересматривали свои планы. Наши прогнозы о росте своего бизнеса на 15—20% в текущем году пока сбываются.

PC Week: Уже много лет HP в продвижении своих продуктов и решений делает акцент на связь внедрения и применения ИТ с достижением бизнес-результатов. В прошлом году вы начали активно продвигать концепцию финансового управления информационной инфраструктурой (IT Financial Management, ITFM) с опорой, естественно, на соответствующий портфель своих программных продуктов. Что можно сказать о реализации ваших намерений в этом направлении?

А. К.: В целом мы довольны. Хотя продвижение этих предложений идет не так быстро, как многих других продуктов по управлению ИТ, но нужно иметь в виду, что речь идет о концептуально новых идеях для рынка — не просто повысить эффективность и оценить достижения на качественном уровне, а попытаться количественно посчитать стоимость услуг и получаемый эффект. Ведь все сейчас на рынке говорят о капитальных и операционных затратах, о том, что глобальной тенденцией является желание заказчиков снижать долю операционных расходов. Но если компания признает правильность такой стратегии, то она должна научиться считать свои затраты.

PC Week: Во время кризиса много говорилось о его позитивной роли в том плане, что подобная “наука” должна заставить заказчиков повысить интерес к повышению эффективности своего бизнеса, в том числе с помощью ИТ. Оправдались ли подобные ожидания?

А. К.: Тезис о необходимости повышения операционной эффективности деятельности компаний присутствовал на нашем рынке всегда. Но, мне кажется, именно кризис перевел его из категории слов в разряд реальных дел. Во всяком случае, это точно видно в отраслях, не связанных напрямую с нефтедолларами. Сегодня в каждом втором ИТ-проекте в качестве цели обозначена задача повышения эффективности. Причем речь идет даже не об ИТ-проектах, а о комплексных проектах организации с участием ИТ как одного из компонентов. Так что в этом плане позитивная роль кризиса налицо.

PC Week: Еще одна специфика России: доля ИТ-расходов наших компаний заметно ниже, чем на развитых ИТ-рынках. Есть ли тут подвижки в направлении выхода на уровень передовиков?

А. К.: Даже с учетом кризисного спада средние темпы развития российского рынка выше мирового, и расходы на ИТ в нашей стране в процентах от ВВП растут быстрее, чем на развитых рынках. При этом следует отметить, что затраты на ИТ в процентах от ВВП в России по-прежнему ниже в несколько раз.

PC Week: Ощущается ли на рынке влияние активности государства в области ИТ, в частности, объявленной программы построения информационного общества?

А. К.: Ощущаем, но пока не в виде конкретных ИТ-проектов, а скорее в форме проработки концепций по увеличению инвестиций в ИТ.

PC Week: Давайте перейдем к облачным моделям. Как можно оценить прогресс в этом направлении? Удалось ли, например, преодолеть наблюдавшийся год назад заметный скептицизм заказчиков, в том числе и ИТ-специалистов по поводу перспективности облаков?

А. К.: Я бы не сказал, что у заказчиков были сильные сомнения в пользе облачных технологий год назад. Другое дело, что была понятная настороженность относительно темпов развития этого направления. Сейчас, безусловно, уровень доверия рынка к облакам намного выше, в том числе по той причине, что уже есть некоторый отраслевой опыт, все компании в той или иной мере все больше обращаются к облачным сервисам. У нас есть результаты маркетинговых исследований, которые говорят о том, что уже сегодня 70% российских ИТ-директоров полагают, что доля облачных сервисов в ИТ-системах предприятий будет существенно расти в ближайшее время и к 2012 г. до 30% услуг будут предоставляться через облако.

Позиция HP всегда была простой и открытой: мы, с одной стороны, никогда не обещали легкого перехода на облачные модели, с другой — предпочитали не говорить о будущих преимуществах этих схем, а предлагали конкретные продукты, решения и методы их внедрения.

Проблема тут видится в следующем. Безусловно, в целом облачная модель организации ИТ более эффективна по сравнению с традиционными ИТ. Причем компании могут использовать и публичные, и частные облака. Но суровая действительность заключается в том, что мы все живем в уже существующей ИТ-среде с массой унаследованных систем и приложений. И довольно значительная часть этих систем к работе в облаках не подходят вовсе или их перевод туда весьма сложен. То есть мы будем по-прежнему — как это было в ИТ всегда — жить в гетерогенном мире (но тут мы имеем в виду не только средства разных поставщиков, но и модели их использования). Поэтому компания HP и ее подразделение HP Software, отвечающее за решение вопросов управления ИТ, делают акцент на создании и поддержке современной ИТ-инфраструктуры гибридной конфигурации, включающей три основных компонента: традиционные ИТ, частные облака и публичные облака.

PC Week: Но такая постановка вопроса является вполне очевидной, и с ней не спорит никто: ни ярые сторонники облаков, ни столь же непримиримые их противники. Впрочем, нужно признать, что крайних сторонников и противников на рынке и нет — все отлично понимают, что мы живем и будем жить в “смешанном” мире. В чем же отличие позиции HP в этом вопросе?

А. К.: Отличие заключается в том, что мы не только признаем это на теоретическом уровне, но и реализуем эти идеи на практике с помощью наших технологий, решений и услуг. Мы готовы помогать нашим клиентам переносить свои бизнес-системы и приложения из одной среды в другую. Мы можем посчитать стоимость такой миграции, оценить ее целесообразность, в том числе с учетом разнообразных деловых рисков. При этом мы, поддерживая все варианты использования ИТ, не будем навязывать заказчику какой-то один вариант (например, публичное облако). В то же время нам самим важно понимать реальные потребности предприятий, их готовность и желание применять те или иные схемы и подходы. Именно поэтому мы сейчас проводим наши деловые мероприятия, такие как ежегодный форум “Инновационные миры”, в формате деловых дискуссий, на которых мы хотим не только донести наши предложения, но и услышать мнения и пожелания наших заказчиков.

Мы должны понимать, что вопрос построения современной ИТ-инфраструктуры имеет и локальные аспекты. Тут важным моментом является нормативно-законодательная база. Этот аспект особенно важен при переходе от частных к публичным облакам. Нормативные акты не всегда поспевают за технологическим прогрессом. Хотя статьи закона 152-ФЗ весьма либерально трактуют трансграничную передачу данных.

PC Week: В своей трехкомпонентной структуре гибридного ИТ-мира вы два элемента отвели под облака, а один — под традиционные ИТ. А куда вы относите виртуализированную среду, которая еще не дотягивает до понятия облака?

А. К.: Разумеется, любая структуризация сложной проблемы — вещь весьма условная. Это относится и к данной трехкомпонентной модели. Да, еще недавно мы делили ИТ-инфраструктуру на физическую и виртуализированную части. Но актуальность такого деления сегодня уже не так остра, какой она была еще пару лет назад. Сейчас важный водораздел для ИТ —обеспечение масштабируемости, возможность гибкого наращивания мощностей ИТ-ресурсов в условиях повышения нагрузки на корпоративную систему. Это основной аспект, который определяет границу между традиционными ИТ и облачными моделями.

PC Week: Какие наиболее важные проблемы вам видятся в этой гибридной схеме современной ИТ-инфраструктуры?

А. К.: Проблемы в целом те же самые, что и раньше. В первую очередь, это обеспечение нужного уровня доступности и отказоустойчивости. За этим, наверное, следует масштабируемость и поддержка необходимой производительности. А уже потом — снижение затрат. В общем, все это известные задачи, но в условиях нынешней гибридной ИТ-среды для их решения нужны уже иные инструменты и подходы. Опять же — всю эту систему нужно уметь обсчитывать, чтобы заниматься ее оптимизацией с точки зрения стоимости и оценки эффективности для бизнеса.

PC Week: Вы говорите о разных трудностях на пути внедрения новых вычислительных моделей. Но ведь главное, необходимое условие использования любых инноваций — наличие рыночного спроса. Есть ли реальный спрос на все эти вещи у российских заказчиков?

А. К.: В отношении необходимости спроса вы, безусловно, правы. Задача повышения эффективности бизнеса, роль в этом ИТ, вопросы увеличения отдачи от ИТ — это все темы, которые российские компании уже давно и понимают, и решают на практике. Конечно, можно говорить о том, что уровень понимания несколько ниже, чем в других развитых странах, но в целом он весьма значителен, а разрыв с рынками США и Европы сокращается.

Но я хотел бы обратить внимание на другой, субъективный момент. Мне кажется, что ИТ-отрасль слишком рано начала маркетинговый “разогрев” рынка в направлении облаков. Это стали делать, когда и заказчики были не очень готовы к применению этих моделей и технологий, и поставщики реально не могли еще предложить средства надлежащего качества. Реальный спрос и соответствующие потребностям рынка предложения только сейчас выходят на серьезный рыночный уровень. А вот возможности маркетинговой поддержки стали ослабевать.

Так что одна из наших задач — как раз начать новый, более серьезный, аргументированный и конкретный разговор с заказчиками и партнерами о работе в современных условиях гибридной ИТ-системы. У нас уже есть успешный опыт реализации облачных проектов в России. Это проект с группой компаний “РОЛЬФ”, который стал не только первым на российском рынке по переводу ИТ-инфраструктуры компании в публичное облако НР, он также вошел в антологию успешных мировых проектов, отмеченных ведущими мировыми игроками рынка, в том числе NASDAQ. А также проект с компаний IBS, который позволил на базе технологий НР развернуть частное облако и реализовать проект по трансформации ИТ-компании. Эти успешные примеры свидетельствуют о том, что нам действительно есть что предложить своим клиентам.

PC Week: Спасибо за беседу.