Компания Open Text занимает особую позицию на мировом рынке ECM (Enterprise Content Managemt) — в течение последних четырех лет, после финальной серии приобретений она оказалась единственным “чистым” игроком в сформировавшейся тогда пятерке ECM-лидеров. И вопреки прогнозам некоторых наблюдателей, полагавших, что компания не сможет бороться на равных с платформенными вендорами и будет куплена кем-то из “ИТ-монстров”, уверенно удерживает тут ведущие позиции, в том числе во многом благодаря удачной форме тесного сотрудничества с SAP (взамен банальному слиянию) и Microsoft.

Что касается России, то здесь деятельность компании до сих пор поддерживалась на некотором минимальном уровне и сопровождалась в целом неуверенными и быстро сходившими на нет всплесками маркетинговой активности. В этой “неровной” линии поведения на “национальных окраинах” наверняка отразился сложный период “мировой” жизни Open Text: компания сама все последние годы занималась усилением своих позиций, приобретая ECM-поставщиков разного класса*.

Однако вполне вероятно период российской неопределенности в бизнесе Open Text завершается (или уже завершен): в конце сентября корпорация при поддержке своего ведущего российского партнера компании TerraLink (кстати, тоже канадской по своему происхождению) провела, кажется, первый публичный семинар в Москве для российских заказчиков, где представила свои продукты и стратегию их продвижения в нашей стране.

Директор OpenText по работе с партнерами в СНГ и странах Балтии Ханс-Йорг Кёлбл, еще раз напомнив о специализации его компании исключительно на проблематике ECM, сообщил со ссылкой на оценки Gartner, что Open Text занимает второю позицию на этом рынке после IBM с долей почти в 18%. По итогам последнего финансового года, завершившегося 30 июня, компания получила доход в размер 910 млн. долл., показав годовой рост 16%. При этом у нее достаточно высокая рентабельность — чистая прибыль составила 178 млн. долл. Интересно также взглянуть на структуру бизнеса: на лицензии приходится лишь 26% от общего объема продаж, и эта доля имеет тенденцию к снижению, основной же доход (55%) компания получает от технической поддержки существующих клиентов (остальное — прочие услуги).

Компания сейчас имеет 46 тыс. заказчиков в 114 странах. Данные по России не приводились. На вопрос о планах работы в нашей стране, директор OpenText по продажам в СНГ Михаэль Кухарский (отлично говорящий по-русски) ответил, что у компании имеются самые решительные намерения расширения здесь своего присутствия, но открытие официального представительства в Москве пока не планируется.

Как уже говорилось, в течение последних нескольких лет Open Text довольно активно пополняла арсенал своих программных средств за счет приобретений (самая крупная из них — Hummingbird, хорошо известная в России, но с середины этого десятилетия заметно утратившая тут свои позиции), что создало ей и понятные проблемы в плане как технологической интеграции имевшихся и полученных продуктов, так и их рыночного позиционирования. Однако, как уверил Ханс-Йорг Кёлбл, все эти вопросы уже в целом решены и сейчас платформа Open Text ECM Suite представляет собой единый, но при этом модульный комплекс для решения самого широкого спектра ECM-задач (см. рисунок).

Директор по развитию направления ECM компании TerraLink Александр Бейдер, говоря о достоинствах программной системы Open Text, обратил внимание на наличие в ней большого числа вертикальных решений: для энергетики, финансовой сферы, телекоммуникационной отрасли, фармации и медицины, государственного сектора. Особый акцент был сделан на глубокую интеграцию всего ПО Open Text с бизнес-решениями SAP. Что касается горизонтальных решений, то здесь на семинаре в отдельных докладах были отмечены задачи управления корпоративной почтой и управления бизнес-процессами (Case Management), а также интеграции с Microsoft SharePoint.

В целом на семинаре был продемонстрирован внушительный портфель программных решений Open Text. Но столь же наглядно, хотя и невольно, было показано, что компания находится лишь на стартовой позиции в освоении российского рынка: о каких-либо достижениях в нашей стране, в том числе опыте реализации проектов, практически не говорилось. Надо надеяться, что об этом мы услышим на следующих презентациях компании.

* Open Text является канадской компанией и получилось так, что она стала фактически центром консолидации компаний-разработчиков страны Кленового листа, которые, надо отметить, внесли весьма существенную лепту в становление рынка ECM еще в 1990-е годы.