В апреле в Технологическом центре Microsoft состоялась презентация 172-страничной книги “Современные идеи и опыт в области государственного управления: Межведомственное электронное взаимодействие”, выпущенной при финансовой поддержке компании “Электронные офисные системы” (ЭОС) и адресованной ИТ-специалистам государственных учреждений, а также разработчикам и интеграторам систем электронного документооборота для нужд федеральных, региональных и муниципальных структур.

Предваряя презентацию данной книги, президент Microsoft в России Николай Прянишников сказал: “В России есть много хороших специалистов, но, по данным различных аналитических компаний, производительность труда в нашей стране примерно в четыре раза ниже, чем в США и развитых странах Европы”. О производительности труда наших чиновников г-н Прянишников скромно умолчал. А она явно не на высоте: известно, что количество чиновников на душу населения у нас значительно выше, чем за рубежом.

Тем не менее очереди в “приемных покоях” госучреждений огромные, а скорость рассмотрения по существу различных запросов, заявлений и прочих обращений граждан оставляет желать лучшего. Ситуацию усугубляет медлительность и необязательность “Почты России”, которая даже в пределах одного города умудряется тратить на доставку корреспонденции около двух недель (этот усредненный показатель официально заложен в инструкцию по регистрации на портале Gosuslugi.ru).

Учитывая количество официальных документов, пересылаемых ныне по почте (между гражданами, между гражданами и госучреждениями, а также между различными ведомствами), — а оно, надо полагать, измеряется миллионами — легко понять, что переход к истинно электронному документообороту, т. е. такому, когда электронный документ является оригиналом, с которого в случае необходимости может быть снята юридически значимая бумажная копия, может дать огромный экономический эффект. Ведь электронный документ можно переслать не за недели, а за секунды.

Да что там классическая почта — ныне анахронизмом является даже телеграф! К примеру, в такой технологически продвинутой стране, как Сингапур (считающейся согласно рейтингу “2007 Accenture Global e-Goverment” номером один в мире по уровню зрелости “электронного правительства”), в апреле 2002 г. состоялось окончательное закрытие отделений местного телеграфа. Иными словами, в этом государстве еще восемь лет назад граждане покончили с телеграммами и стали дистанционно общаться друг с другом исключительно посредством Интернета и телефона.

Справедливости ради надо отметить, что в Сингапуре программа компьютеризации государственной службы была запущена в 1982 г. и ныне население этой страны может получить в режиме онлайн около 1600 различных услуг. Как свидетельствуют опросы населения, в конце 2009 г. 80% сингапурцев были вполне удовлетворены электронными госуслугами. Ради интереса ознакомьтесь с результатами пользовательского экспресс-тестирования портала Gosuslugi.ru, запущенного в эксплуатацию 1 апреля нынешнего года. Разница просто огромна!

Однако вернемся к презентации “Современных идей и опыта в области государственного управления...”, спонсированных компанией ЭОС. Причину, по которой она выступила издателем данной книги, генеральный директор ЭОС Владимир Баласанян объяснил так: “Мы не рассчитываем на коммерческую выгоду от выпуска этого издания. Наша цель чисто просветительская. Ведь не секрет, что у нас в стране налаживание межведомственного электронного документооборота (МЭДО) происходит значительно медленнее, чем хотелось бы. Одна из причин — незнание мирового опыта и, как следствие, попытки идти своим путем, т. е. двигаться вперед методом проб и ошибок. Понятно, что этот путь не самый быстрый и не самый эффективный. В то же время правительством РФ запланировано, что к концу 2010 г. доля МЭДО в общем межведомственном документообороте должна составлять 30%, а к концу 2012-го — 60%”.

А вот слова руководителя Федерального архивного агентства Андрея Артизова (из предисловия к данной книге): “Старая мудрость гласит, что учиться лучше на ошибках другого. Чтобы быстро продвигаться вперед, догоняя страны-лидеры, нам необходимо активно изучать зарубежный опыт. Это особенно важно в тех направлениях, где мы пока не располагаем достаточным собственным правовым обеспечением и научно-методическим багажом... C моей точки зрения, издание этой книги является хорошим примером социальной ответственности отечественного бизнеса перед обществом, его вкладом в развитие научного потенциала России”.

Автор рассматриваемой книги — ведущий эксперт компании ЭОС по управлению документацией Наталья Храмцовская, член “Гильдии управляющих документацией” и Международной ассоциации специалистов по управлению документами и информацией (ARMA International). Она также автор одного из переводов на русский язык европейских спецификаций MoReq2.

Отвечая на вопрос одного из участников презентации в Технологическом центре Microsoft о барьерах на пути к широкомасштабному межведомственному электронному взаимодействию, она отметила: “В мировой практике принято выделять четыре уровня проблем при решении задач МЭДО — политический, правовой, организационный и технологический. Технические проблемы понятно, как решать, и наметилось существенное продвижение на политическом уровне. Самыми сложными сейчас являются проблемы правовые и организационные. Но я бы добавила еще и пятый уровень — кадровый. Дело в том, что обучению персонала грамотной и эффективной работе с электронными документами — впрочем, и с бумажными тоже — в нашей стране уделяется очень мало внимания. Государственные органы, которым как раз и предстоит строить электронное правительство, не выделяют на это средства”.

Тираж книги невелик — всего 500 экз., поэтому в обычные розничные магазины она едва ли поступит. Приобрести ее пока можно лишь в компании ЭОС, направив запрос по адресу book@eos.ru. “Если спрос превысит предложение, то мы организуем дополнительный выпуск”, — говорит Владимир Баласанян, а Наталья Храмцовская добавляет: “Надо изучать не только международную практику, но и отечественные наработки. В нашей стране в области компьютеризации органов власти многие регионы России (в частности, республики Татарстан и Карелия, Тюменская и Смоленская области) продвинулись значительно дальше федерального центра”.

К сожалению, в настоящее время какие-либо требования к СЭД, используемым в государственных организациях, отсутствуют. Более того, есть целые организации, в которых вообще нет никакой СЭД или стоит устаревшая, ни с чем не совместимая система. Тем не менее процесс выработки единых требований уже идет. “Соответствующий ГОСТ “Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронным сообщениям” уже практически готов, — говорит Владимир Баласанян. — Мы надеемся, что он будет выпущен уже в мае-июне. Появление такого стандарта станет очень значимым событием. От него можно вести отсчет и работать над его совершенствованием дальше”.

Внимательный читатель спросит: почему презентация книги “Современные идеи и опыт в области государственного управления: Межведомственное электронное взаимодействие” состоялась в Технологическом центре Microsoft? Ответ на этот вопрос прост: ЭОС и Microsoft являются давними партнерами. В частности, в ЭОС сделали недорогой продукт EDSign — надстройку над Microsoft Word 2007, которая позволяет обычным пользователям, получив электронный документ, подписывать его, вносить правки или дополнительную информацию (его подпись остается верной лишь по отношению к тому, что он подписал). Подписанный документ можно прислать по электронной почте, скачать с сайта, принести на флэшке и т. д.