Компания «СКБ Контур» подвела итоги 2015 года. Совокупная выручка «СКБ Контур» за 2015 год составила 6,9 млрд рублей — на 27 % больше, чем в прошлом году. Наибольший вклад в финансовый результат традиционно внесла интернет-отчетность («Контур.Экстерн»), электронный документооборот («Контур.Диадок» и «Контур.EDI»), интернет-бухгалтерия (сервисы «Контур.Бухгалтерия» и «Контур.Эльба»), проверка контрагентов («Контур.Фокус») и сервисы, связанные с электронной подписью.

Главным событием на рынке интернет-отчетности в 2015 году стал новый порядок декларирования НДС. С 2015 года в составе декларации по НДС компании передают данные о счетах-фактурах. ФНС сверяет данные покупателей и продавцов, а обнаружив расхождения, направляет требования о пояснениях.

Нововведение серьезно изменило работу компаний. Раньше они представляли книги и журналы только в случае проверки. Ошибки в них были нежелательны, но все же некритичны. Теперь из-за ошибок в данных налогоплательщик либо не может отправить отчет, либо получает от ФНС требование о пояснениях.

Чтобы помочь клиентам, «СКБ Контур» запустила линию экспертной поддержки: в круглосуточном режиме специалисты консультируют пользователей по вопросам исчисления НДС и ведению налоговых регистров.

Другим нововведением стал сервис «Контур.НДС+». Он сверяет сведения покупателей и продавцов, указывает на ошибки и расхождения, а также проверяет контрагентов на благонадежность и помогает готовить ответы на требования ФНС.

Если первые несколько лет после утверждения необходимых нормативных документов компании присматривались к новой технологии, то теперь рынок ЭДО переживает взрывной рост.

Так, трафик через систему «Контур.Диадок» в 2015 году вырос в сравнении с 2014-м в 2,2 раза. Через «Диадок» в минувшем году передано 49,2 млн электронных юридически значимых документов.

На рост объема ЭДО в 2015 году повлияли, в частности, и изменения в отчетности по НДС. Если контрагенты обмениваются электронными документами и автоматически принимают их к учету, риск расхождений резко снижается. А это значит, что компаниям не приходится тратить время на сверку и подготовку ответов на требования ФНС.

Подстегнула переход на ЭДО и сложная экономическая ситуация.

С 1 января 2016 года оптовые и розничные продавцы алкоголя должны передавать в ЕГАИС данные о поступлении продукции на склад. Чтобы все привыкли к новому порядку работы и устранили неполадки, правительство ввело отсрочку: зафиксировать в ЕГАИС алкоголь, купленный с начала года, можно до 20 апреля 2016 года (Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459.).

Нововведения создали ажиотаж уже во второй половине 2015 года, когда продавцы алкоголя начали искать наименее затратный способ выполнить требование регулятора. Компания «СКБ Контур» выпустила сервис «Контур.ЕГАИС», который позволяет подтвердить в ЕГАИС факт закупки алкоголя.

С 1 июля 2016 года розницу ждет еще одно нововведение. Магазины должны будут отражать в системе продажу алкоголя конечному потребителю. Информация о каждой проданной бутылке через интернет на кассе поступает в ЕГАИС, а покупатель получает чек QR-кодом, который подтверждает легитимность алкоголя. Соответственно, будет меняться и рынок решений для алкогольной розницы.

Из-за сложной экономической ситуации и повышенного внимания ФНС к неблагонадежным фирмам все большим спросом пользуются сервисы для проверки контрагентов.

Причем если раньше такими решениями пользовались преимущественно руководители служб безопасности и юристы, то теперь к этой аудитории добавились предприниматели и бухгалтеры. В отличие от «безопасников», у них нет навыка анализа огромных массивов информации. Они хотят быстро узнать, насколько надежна та или иная компания, получив сводку наиболее критичных факторов.

В ответ на эту потребность «СКБ Контур» на базе «Контур.Фокуса» выпустила экспресс-отчет «Светофор», который в виде тарифного модификатора доступен абонентам «Экстерна», а также пользователям НДС+. В 2015 году «Светофор» был интегрирован в интернет-банк «Альфа-Банка» «Альфа-Бизнес Онлайн».