НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Что происходит с российским ИТ-бизнесом в условиях "импортозамещения"?

На днях Владимир Митин опубликовал пост "Отсутствие отечественных аналогов – не единственное “бревно” на пути импортозамещения ПО", в котором, в частности, есть такая фраза:

На сайте РАЭК (его фрагмент приведен ниже) основные моменты данного {директора РАЭК Сергей Плуготаренко} доклада изложены под заголовком “ИТ-отрасль поддерживает курс на импортозамещение в области ПО”.

Но в тексте пересказа доклада на сайте в исполнении, надо понимать, пресс-службы РАЭК, который, как обычно, в массовом характере продублирован российским СМИ, я не увидел ничего "о поддержке".


[spoiler]
Никаких подтверждений "поддержки" я не увидел и в самой презентации. На основании чего г-н Плуготаренко взял на себя смелость выступать с такими заявлениями от имени отрасли?

Для начала я отмечу, что интересы "ИТ-отрасли" (поставщиков) и интересы "ИТ-рынка" (а тут главными являются потребители) – это не одно и то же. Я понимаю, что российские сыроделы скорее всего, одобряют курс на "все свое", но что об этом думают покупатели, когда видят в магазине иные цены на сыр, а когда попробуют его на зуб – еще и другой вкус?

Ладно, бог с ними, с потребителями. Давайте поговорим о российских ИТ-поставщиках (а это -  совсем не только разработчики ПО). Как дела у них? Какие выгоды они получили и собираются получаться от "импортозамещения"?

Декларации о нынешнем курсе на импортозамещение прозвучали два года назад. Два года – это достаточно большой срок, по результатам которого нужно говорить о результатах и об анализе сделанном. Где эти результаты и где анализ процесса?

Самый простой вопрос: как изменился совокупных доход российской составляющей местного ИТ-рынка? Как изменилась ее доля? Таких данных я не видел, хотя слежу за темой и даже пытяюсь найти. Нет ее в рассказах Минкомсвязи о своей работе (а именно МКС рулит импортозамещением в области ИТ), нет ее в отчетах "Отечественного софта", который активно лоббировал идею (впрочем, у них вообще никаких отчетов нет). Не видно и потока бодрых отчетов от самих ИТ-компаний о развитии своего бизнеса

В презентации главы РАЭК есть такой слайд:



В нем о "росте производстве" (чего? ПО? ИТ?) говорится, как об очевидном факте. Курсу на импортозамещение – два года. Хотелось бы увидить график "роста производства" за этот немалый срок.

Но вот на прошлой неделе произошло нечастое событие – отчет о результатах своей работы Центра информационной безопасности "Инфосистемы Джет" (кстати, отчет был действительно содержательным – интересная информация о тенденция рынка ИБ, - Россия вступила в период борьбы за “реальную” информационную безопасность. Там был приведен (редкое явление в наши дни!) и график динамики бизнеса ЦИБ:



Довольна ли компания такой динамикой? Я задал представителям компании в кулуарах и получил ожидаемый уклончивый ответ – "по нынешним временам – не плохих результаты". Вот именно – по нынешним…

ИБ – это как раз "горячее" направление ИТ-рынка. Произошел качественный переход от реализации проектов "из-под палки" (чтобы соответствовать требованиям сверху) к решению реальных задач в интересах бизнеса. А рост – менее 20 процентов за два года. При официальной инфляции в размере 30% в год, получается, что это не рост, а спад. При том, что по прогнозам 2012-2013 гг. рост (реальный) должен был быть на 20-30% в год.

Мне скажут – такая динамика бизнеса компании определяется общей экономической ситуацией в стране, а "импортозамещение" должно как раз помочь, без него было бы еще хуже. Но дело в том, что проблема нашей экономики и импортозамещение – это связанные вещи. У нас принято считать, что импортозамещение является следствие падения экономики, а на самом деле – логика взаимосвязей тут намного сложнее и во многом (не во всем, но в значительной части!) как падение является результатом импортозамещения…

Тут есть еще другой момент: кто именно "замещает" импорт?
В докладе того же ЦИБ прозвучала информация, что западные ИБ-продукты активнее всего замещают израильские компании. По информации об "аппаратных" проектам можно сделать вывод, что лучше всего замещение выполняют китайские производители.
А области софта наиобольших успехов добиваются ИТ-госкомпании. Об этом мне вчера в очередной раз сказал знакомый руководитель российской СЭД-компании на "бывшем DOCFLOW".

Но вернусь к началу поста. Действительно ли российская ИТ-отрасль так уж поддерживает реализуемый курс импортозамещения? Хотелось бы узнать – чем она (на примере своей бизнеса) объясняет такую поддержку?