Речь в этом, в целом оптимистичном докладе, шла, среди прочего, и о достаточно грустных вещах. В частности о том, что если в 2012 г. российский ИТ-рынок, по оценкам IDC составлял 1,8% от мирового, то в 2015 г. данный показатель упал до 0,8%.
При этом, по данным различных аналитических агентств, ИТ-рынок в России в 2015 г. упал (в долларах и по сравнению с 2014-м годом) на 35-45%. При этом рост наблюдался лишь в отдельных сегментах, не способных вытянуть ИТ-рынок в целом.
Прогнозы по динамике российского ИТ-рынка на 2016 г. также, увы, отрицательные.
Источник: АПКИТ, 19 апреля 2016 г.
В каких же сегментах российского ИТ-рынка по итогам 2015 г. наблюдался рост?
Один из таких сегментов – рынок информационной безопасности, где у некоторых российских компаний хорошие позиции не только в нашей стране, но и за рубежом.
Возьмем, к примеру, “Лабораторию Касперского” (ЛК), у которой число сотрудников по всему миру в 2015 году увеличилось на 7% и ныне, по данным компании, составляет почти 3300 профессионалов. Представители ЛК утверждают, что ныне по всему миру технологии компании защищают свыше 400 млн. пользователей и около 270 тыс. компаний, среди которых есть крупные предприятия, а также компании среднего и малого бизнеса.
В ЛК утверждают, что по итогам 2015 г. продажи её продуктов в России увеличились (в рублях и по сравнению с 2014 г.) на 8%. При этом годовой прирост в корпоративном сегменте (в рублях) составил 15%. Данные по динамике розничных продаж ЛК не озвучивает, но отмечает, что в феврале 2016 г. она пятый раз подряд получила статус “Лидера” в рейтинге “Gartner’s Magic Quadrant for Endpoint Protection Platforms”.
Об успехах на B2B-поприще сообщает и компания “Доктор Веб”. Ещё в январе она отмечала, что в 2015-м году доля её доходов от продаж лицензий на продукты Dr.Web корпоративному сегменту клиентов продолжила расти и составила 63,8%, почти на 10% превысив аналогичный показатель 2014 года.
Интересный момент. Казалось бы, борьба за импортозамещение всего и вся (включая софт всех мастей) должна, если не полностью вытеснить с российского рынка информационной безопасности зарубежное ПО, то сильно потеснить его позиции. Однако этого не произошло. В понедельник (18 апреля) словацкая антивирусная компания ESET сообщила, что по итогам 2015 г. её выручка на российском рынке увеличилась (в рублях) на 11%. При этом падение продаж в офлайн-рознице компания компенсировала несколькими факторами, включая запуск новых решений для мобильных устройств и совместные проекты с операторами сотовой связи. Кроме того, вновь выросли онлайн-продажи ESET.
Сообщается также, что в начале 2016 г. продукты ESET для защиты мобильных устройств были представлены в 6000 точках сотового ритейла. Предполагается, что в 2016 году общий бизнес с операторами связи принесет ESET до 8-10% выручки.
К сказанному можно добавить, что, согласно оценкам IDC, по итогам 2014 года ESET занимала второе место на российском рынке антивирусного ПО с долей около 25-30% .
“Рыночная доля “Лаборатории Касперского” составляет порядка 50%, -- говорит руководитель управления корпоративных продаж ЛК в России Евгения Наумова. -- При этом большая часть крупных корпоративных и государственных заказчиков (сегмент, который является для нас одним из ключевых) – наши многолетние клиенты, и с каждым годом их количество растет. В ближайшие три года мы планируем сфокусироваться на таких направлениях, как крупный бизнес и промышленные объекты, средний и малый бизнес, а также B2C-сегмент. Решения для защиты конечных устройств всегда были основой нашего бизнеса, и мы продолжим создавать лучшие в своем роде продукты для домашних пользователей и организаций. В то же время мы рассчитываем, что основным фактором роста для нас, особенно в сегменте крупного бизнеса, станут новые решения и сервисы, отличные от традиционной защиты конечных устройств и направленные на обнаружение, реагирование и прогнозирование новых угроз, нежели просто на их предотвращение. Для развития этих направлений мы, в частности, планируем расширить штат сотрудников и создать порядка 400 дополнительных рабочих мест в 2016 году, преимущественно в R&D”.
Впрочем, на то, что ИТ-работоискателям есть смысл внимательно следить за вакансиями “Лаборатории Касперского” и других экспортеров ПО, мы обращали внимание ещё в январе.
К слову. У отечественных экспортеров услуг по разработке ПО дела идут ещё лучше, чем у разработчиков тиражируемых программных продуктов. У них (экспортеров услуг по разработке ПО) по итогам 2015 г. рост объемов продаж наблюдается не только в рублях, но и в долларах. Это следует из предварительных данных, которые на уже упомянутой выше выставке-конференции “Expo Comm Russia 2016” озвучил президент НП РУССОФТ Валентин Макаров.
Источник: НП РУССОФТ, 19 апреля 2016 г.
Разумеется, не все с разработкой отечественного ПО и экспортом услуг по его разработке складывается как нельзя лучше. Есть и проблемы. Причем весьма серьезные. Но это тема отдельного разговора.