я уже отмечал, что поставщики облачных услуг и потенциальные потребители этих услуг, как правило, говорят на достаточно разных языках. Ещё сильнее от языка потенциальных потребителей облачных услуг отличается язык поставщиков инструментария для Cloud-провайдеров. [spoiler]
Эти языковые различия особенно чувствуются тогда, когда читаешь статьи Cloud-cпециалистов или слушаешь их речи, произносимые на публику. В то же время в частном разговоре представители поставщиков Cloud-инструментария могут выражать суть облачных технологий четко и образно.
Вчера имел счастье беседовать с директором по развитию каналов сбыта “ИБМ Восточная Европа/Азия” Евгением Максимовым. Вообще-то разговор шел об особенностях продвижения серверов и систем хранения данных, предлагаемых Голубым гигантом, через дистрибьюторов и партнеров второго уровня. Но так как ныне Cloud Computing -- одно из ключевых направлений деятельности IBM, то зашла речь и об “облаках”.
Лично мне очень понравилось, как Евгений Максимов обрисовал разницу между онлайн-сервисами и облачными технологиями: “онлайн-сервис -- это своего рода магазин, в котором сделал покупку и ушел, а облачный сервис -- это гостиница, в которой вы планируете прожить некоторое время и с которой заключаете соглашение об уровне обслуживания (SLA, Service Level Agreement)”. Известно, что “каждое сравнение хромает”, но это, на мой взгляд, очень хорошая аналогия.
Она лучше отражает суть дела, чем формально-бюрократическое определение, столь любимое Андреем Колесовым: “Cloud Computing -- стиль разработки и использования информационных технологий (вычислений), при котором динамично масштабируемые ИТ-ресурсы предоставляются через Интернет как сервис”. Рискну предположить, что пользователя больше волнует то, какие именно ресурсы ему предоставляются. И сколь быстро и надежно. А уж то, как они масштабируются и масштабируются ли вообще – забота Cloud-провайдера. Пользователю, особенно корпоративному, и своих забот хватает.
О том, что облачные услуги обычно предполагают заключение соглашения о гарантированном качестве обслуживание (SLA), говорилось и в статье “Что такое брокер облачных услуг?” , опубликованной в нашем еженедельнике летом прошлого года.
Но не все так просто. Открываем один из мартовских номеров PC Week/RE и в интервью “Больших изменений в сфере СЭД нужно ждать от облачных технологий” читаем: “Облака ознаменуют собой переход … к новой модели, когда ИТ предоставляется как коммунальная услуга — также как электричество, газ или вода, т. е. коммуникации, к которым вы можете подключиться и платить только за то, что реально используете”.
При таком подходе к Cloud Computing облачные сервисы все же больше смахивают не на гостиницу, и уж тем более не на “курорт”, а на банальный магазин шаговой доступности. Но есть сходство и с гостиницей. Ведь за гостиницу можно заплатить, но её услугами не пользоваться. Также можно платить за коммунальные услуги (электричество, газ или воду), но реально ими не пользоваться. Однако попробуй не заплати! Могут и судебный иск предъявить.
Но дело, разумеется, не в названии. К примеру, в этом месяце было объявлено о начале продаж программ ABBYY через технологическую платформу “Рентсофт”, позволяющую использовать лицензионное ПО с оплатой помесячно. Какая это услуга: онлайновая или облачная? Я задавал данный вопрос представителям как ABBYY, так и “Рентсофт”. Но никакого ответа пока не получил.
Можно лишь сказать, что это уже не “магазин” (в приведенной выше аналогии), но ещё и не “гостиница”. Скорее это действительно напоминает “коммунальную услугу”, но с оплатой строго по счетчику, а не за факт наличия крана и некоторого количества прописанных жильцов. А вы как считаете?
Например, есть такая организация - NIST (National Institute of Standards and Technology), которая еще в середине 2009 опубликовала документ под названием "The NIST Definition of Cloud Computing" (http://www.nist.gov/itl/cloud/upload/cloud-def-v15.pdf), достаточно подробно и методично освещающий данный вопрос. Там есть пять основных характеристик/свойств данной модели (или сервиса), которые, на мой взгляд, отражают суть вопроса и которые (очень сокращенно и в вольном переводе) я привожу ниже:
- возможность самостоятельного заказа нужного сервиса (без участия персонала со стороны провайдера)
- доступность сервиса с любого устройства, подключенного к Сети
- независимость от "физического ресурса", предоставление ресурса из "общего пула"
- быстрота и гибкость покупки сервиса, любыми порциями, быстрая смена требуемого объема сервиса
- принцип оплаты только за фактически потребленный ресурс (тоже любыми порциями)
Собственно, все остальное - это, возможно, online- или интернет-сервисы, но никак не cloud computing.
Понятно, что определение даже организации по стандартам не претендует на общепризнанный стандарт, однако можно вспомнить поговорку о том, что "не все то золото, что блестит" ...