НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Киты, на которых должны стоять облачные сервисы в РФ, еще не достигли нужных размеров

Как вы думаете – почему общих разговоров об облачных технологиях (Cloud Computing) очень много, а примеров их конкретного применения (в России) очень мало? Причина проста: не созрели ещё а нашей стране (особенно в регионах) условия для применения этих технологий и их повсеместного распространения.[spoiler] Прежде всего вследствие так и не преодоленного “цифрового неравенства”, которое на практике выражается в том, что в очень многих областях РФ тарифы на доступ к Сети очень велики, а качество соответствующих услуг (скорость доступа, время устранения неисправностей и т. д.) оставляет желать лучшего.

Итог “цифрового неравенства” таков: собственный ЦОД (дата-центр, серверная комната и т. д.), быть может, и дороже “облачного” (что, кстати говоря, не факт), но зато надежнее и управляемее.

Позволю себе небольшое “лирическое отступление”. Константин Сергеевич Станиславский в качестве тренинга на снятие напряжения предлагал актерам и всем, кому приходится выступать перед публикой, следующее упражнение: “Встаньте перед спортивным матом и закройте глаза. Представьте себе, что у вас одномоментно исчезли все кости. Тело обмякло и свалилось на пол. После падения перевернитесь на спину и полежите так несколько минут”.



А теперь представьте, что в компании, деятельность которой сильно зависит от облачных технологий, вырубился Интернет. Что произойдет с такой компанией? Примерно то же самое, что и с позвоночным животным, у которого одномоментно исчезли все кости. А что в этом случае будет делать её топ-менеджмент? Скорее всего, станет упражняться в ораторском искусстве с использованием непереводимых выражений, на которые так богат русский язык. Вот тут-то этому топ-менеджменту и пригодится актерский тренинг по системе Станиславского, позволяющий придать речи максимальную достоверность и убедительность.

После публикации моей заметки “За данные, хранимые “в облаках”, практически никто не отвечает” один из адептов облачных технологий стал утверждать, что все дело в пунктах соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), которое определяет количество и качество облачных услуг, предоставляемых пользователю со стороны их поставщика. При этом он упирал на то, что “чем мех дороже – тем он лучше”. Иными словами, стоит заказчику выложить кругленькую сумму, как он тут же получит и необходимую безопасность данных, и необходимую надежность и все, что ему заблагорассудится. Вот только нужна ли будет ему такая услуга за такие деньги?

Да и готовы ли наши телекоммуникационные провайдеры разделить с клиентом его риски, т. е. заключить такое SLA, в котором прописаны не только скорость доступа и предельно допустимое время устранения неисправностей, но и их финансовая ответственность за отключение клиента от Интернета? Глубоко сомневаюсь. А вы знаете примеры таких соглашений?



Очень интересно, о каких конкретных российско-облачных проектах будет рассказано 17 марта в Москве на Первой международной практическая конференции CLOUD RUSSIA 2011. Сведения о некоторых американских облачных проектах можно найти в заметке Сергея Бобровского “Облака или тучи?”.
Колесов Андрей
Мы уже давно живет в условиях рыночной экономики. Где правит потребитель, а не поставщик. Аналогия с коллективизацией тут "не катит".
Денис Викторов
Володя, ты прав. "Птичий язык" явно будет здорово мешать продвижению облаков. Заказчик может быть и полюбил бы облака всей душой. Но индустрия же продолжает изъясняться на своем диалекте, который бизнес (клиенты) понимает все еще с большим трудом! И дело не в терминах, а чаще всего в пустоте, которая скрывается за эффектными маркетинговыми формулами. Цитата, которую ты привел, вполне показательна  :)  Кстати, вопрос об ответственности провайдеров связи в облачных конструкциях я недавно задал представителям крупного вендора. От ответа люди ушли. Мне-то что, я не заказчик. Но корп. клиенту нужны четкие ответы.

Николай Романов
Владимир, пожалуй, начну с конца вашей заметки. Относительно SLA смею уверить, что сервисы с гарантией доступности на рынке есть. Правда, не на нашем, а зарубежном (Amazon). Но! Там речь не идет о безопасности, так что отчасти вы правы. Провайдер дает серьезную гарантию на уровень доступности, а вот вопрос защиты в основном перекладывает на хрупкие плечи компании-клиента, как можно увидеть из примера того же Amazon (http://aws.amazon.com/agreement/#4 п.4.2).  В соглашении гарантируется лишь обеспечение "разумных и подходящих" мер для обеспечения защиты (http://aws.amazon.com/agreement/#3 п.3.1). Важно отметить, что "облачные" услуги Amazon сегодня считаются наиболее развитыми во всех отношениях и сравнивать их с подобными сервисами в нашей стране пока просто неуместно.

Что же касается развития наших локальных "облаков", то здесь и в самом деле все очень непросто. Однако, сейчас компании в основных крупных городов (преимущественно крупных, разумеется, таких как Москва, С.-Петербург, Екатеринбург) смотрят на развитие подобного направления вполне здраво и рассматривают существующие возможности для создания облачных сервисов на территории своих регионов. В том числе всерьез задумываются об обеспечении безопасности, как критически важной составляющей данного направления. Пока все еще рано говорить о том, что развитие облачных сервисов в России проходит активно или, наоборот, интерес к нему падает (ближе скорее первый вариант, все-таки). Но совершенно корректно вы отмечаете моменты, связанные с каналами связи, а также ряд законодательных нюансов( но это отдельная история) пока еще негативно влияют на развитие "облаков" как со стороны провайдеров, так и увеличении спроса на подобные услуги со стороны заказчиков.