НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Как вернуть НДС российским экспортерам софта… А есть ли он, этот самый экспорт российского софта?

В начале этой недели состоялось заседание некой Межведомственной рабочей группы (группа по реализации предложений, представленных в ежегодном докладе уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова), по вопросу возврата НДС российским экспортерам софта. Узнал об этом из публикации в СМИ, в частности вот тут. В пересказе в газетах тема представлена довольно сумбурно и не уверен, что точно (такое впечатление, что журналистов на мероприятия не приглашали вовсе, они сами рассказывают по пересказам). А никаких официальных материалов по заседанию обнаружить не удалось  (протокол заседания, стенограмма, принятые решения). Не удалось найти и сайт Группы, по собственному опыту, могу уверенно предположить, что его нет вовсе.
[spoiler]
Вообще-то, тема возврата НДС производителям софта, в том числе при экспорте софта – старая. Она обсуждается уже, как минимум лет 10, и а ясности в этом деле, как не было, так и нет. Она сильно напоминает выступление фокусников – следить любопытно, но понять, что там происходит – невозможно.

Собственно, единственная содержательная фраза по поводу прошедшего заседания, вот эта (она многократно продублирована российскими СМИ):

По данным некоммерческого партнерства «Руссофт», объединяющего российских производителей программного обеспечения, в 2014 году они продали за рубеж софт на 6 млрд долларов. Из них 2 млрд заработали иностранные офисы продаж, а 4 млрд — экспортировали российские. Примерно 30% в обороте компании занимают платежи, при которых они уплатили НДС 18% (аренда помещений, услуги связи и др.). Таким образом, возврат НДС позволил бы российской ИТ-индустрии в прошлом году получить дополнительно порядка 324 млн долларов

Я за темой "экспорта ПО" слежу давно, с самого момента ее появления в начале 2000-х. И слежу за ежегодными отчетами "Руссофт" по этой теме, которые ассоциация выпускает, кажется, с 2004 года. И в комментариях по каждому такому отчета отмечаю, что все эти данные об "экспорте ПО", мягко говоря, - из области "давайте жить дружно". Т.е. они годятся для использования в виде агитационных лозунгов, произносимых с трибун, но не годятся для анализа реальной ситуации и принятия конкретных решений по управлению этой ситуации.

Например, понятние "российская ИТ-индустрия" – что это такое? Дело в том, что в состав "российских экспортеров" "Руссофт" включает всех, кто имеет какое-то отношение к России. Я не удивлюсь, что в этом списке можно будет обнаружить и Google на том основании, что у одного из его основателей родители родом из СССР. В этом примере я, конечно, сильно утрирую ситуацию, но в целом она именно такова – понятие "российские экспортеры" у нас является крайне широким. Точно известно, что в него входит большое число компаний, которые официально зарегистрированы далеко за пределами России. А главное – совсем не понятно, какая часть из заявленных 6 млрд. долл. экспорта реально поступает в Россию.

Экспорт продукции – это очень четкое понятие. Должен быть договор о поставках между российским и зарубежным контрагентами и должны быть финансовые документы, которые бы подтверждали отгрузку товара российского производителя зарубежному покупателю (причем – именно с пересечение границы) и получение денег из зарубежного банка на счет российского банка.

Понятно, что в случае с ПО все обстоит сложнее, чем с материальными товарами, поскольку тут передача товара может выполняться по электрическим проводам, но все равно – все эти механизмы должны быть четко описаны и подтверждаться документально.

Так вот: ни в одном опубликованном отчете "Руссофт" я не видел описания механизмов работы нашей "экспортной софтверной отрасли". Я их не видел в презентациях "Руссофта" по теме. Хотя вопросы о том, как именно выглядят эти механизмы я задаю уже много лет.

Я понимаю, что на такие вопросы журналистов вполне можно не отвечать. Но на такие вопросы нужно отвечать, когда из задает Налоговая служба.

"Очень хорошо, вы хотите получать возврат НДС: так покажите – как именно происходит экспорт вашей продукции и какими документами он подтверждается"

А пока ответов на такие вопросы нет, то нет и предмета для обсуждения…

Колесов Андрей
По этому поводу Борис Нуралиев сокрушался лет 10 назад, но потом организовал производство на месте и "сердце успокоилось".
Владислав Артюков
Ситуация, если я правильно понимаю, с тех пор не изменилась. Стабильность.
Колесов Андрей
Мне видится проблема несколько иначе, она намного серьезнее.
Вопрос - а есть ли у нас в стране ЭКСПОРТ ПО? А если есть - как он в рельности выглядит.

Кто и что у нас реально экспортирует?
Руссофт выдает какие-то данные, которые к экспорту имеет очень малое отношение. Или вовсе не имеет.
Они, например, там наверняка считают доходы Parallels, которая не является российской компанией и ничего отсюда не экспортирует.

Перевозка коробок и дисков через границу?
Продажа ПО - это продажа лицензий. Как их учитывать?
Экспорт - это когда есть перевод денег из зарубежного банка от зарубежного покупателя в счет российской компании в российском банке. А все остальное - это совсем другие дела.