Отвечаю, что увидел, услышал, узнал.
[spoiler]
Специально тема ИТ-кадров на конференции не обсуждалась, и в докладах не звучала (хотя вопросы использования ИТ в вузах присутствовали на мероприятии). Тема была традиционно затронута в отчетно-обзорном докалада Бориса Нуралиева, но в конктесте того, что 1С уделяет большое внимание проблеме подготовки молодых специалистов (и в вузах, и в средней школе) и все это находит понимание в правительстве, в связи с чем в которых раз упоминалось об увеличении бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям.
Столь же традиционно (я это слушу более 15 лет) говорилось, что партнеры-франчайзи в качестве чуть ли не главное проблемы для развития своего бизнеса видят нехватку специалистов (не заказов, а исполнителей). Честно говоря, меня такая приоритетность проблем ИТ-компаний всегда сильно удивляла, поскольку, как это ни странно, скорее свидетельствует о некоторой ненормальности ситуации.
Точнее, это говорит о том, что дела в 1С-отрасли (а в ней, по оценкам самой 1С, трудится чуть ли не половина всех ИТ-специалистов страны) идут просто отлично: раз поток заказов операжается возможности их реализации. По идее рыночные механизмы должны сработаться в виде обратной связи таким образом, что спрос и предложение должны уравновеситься.
Еще более странно, слышать сетования на нехватку кадров в период затяжного кризиса, когда поток заказов снижается и том же объеме рабочей силы.
Но в кулуарах конференции у меня выдались беседы с одним из участников конференции, представиетелем ИТ-факультета крупного вуза в Южном регионе страны. Он, в частности, очень позитивно высказался по поводу мобильных технологий и методов онлайн-магазинов (Google Play и пр.), поскольку это позволяет включаться в процесс разработки ПО всех желающих, студенты этим увлекаются.
В общем, получается, что онлайновые магазины – это совсем не только хорошая штука для пользователей, но классный механизм реализации высоко эффективной экосреды для разработчиков ПО, в котором молодые могут продвигать себя (причем не только свох продуктов, а именно себя, как рабочую силу), а ведущие ИТ-компании черпать там свои кадровые резервы, приобретая кадры не в виде "кота в мешке", а на основе вполне конкретных видимых результатов работы.
Так вот там, в Сочи, я задал традиционные вопрос представителю вуза (задаю его постоянно много лет) – "где же работают ваши выпусники?" – и, кажется, впервые услушал ответ. Не могу сказать, что он был неожиданным для меня, поскольку о ситуации имею представлении из разных источников. Ответ был таким: "К сожалению, многие сразу уезжают на работы за пределы страны и, к сожалению, уезжают лучшие".
Далее разговор перешел в плоскость "что делать, чтобы лучшие оставались?", беседа перешла в обсуждение общей политической и экономической ситуации в стране, а в плане ответа на вопрос "что делать?" сошлись на очевидном ответе, что нужно улучшать возможности для самореализации людей и возможности их делового роста... "А как улучшать?" – тут были высказаны разные точки зрения, но едины были в том, что это процесс долгий и сложный. И что он в стране, кажется, еще не начался...