Понятно, откуда взялся подобный рост: если в 1995-ом в мире было всего 35 млн. интернет-пользователей (0,6% населения планеты), то сейчас их 2,8 млрд. (39% населения). И если в развитых странах число подключенных практически не растет (в США за последний год +2%), то, к примеру, в Индии он около +33%, а в Китае +7%. Тем не менее, по общему числу подключенных Китай на первом месте (23% от всей интернет-аудитории Земли), на США приходится 10%. В целом по миру темпы роста этого показателя падают, поскольку наступает время насыщения: в США 84% населения уже подключены к интернету. Существенный вклад обеспечивается широким распространением мобильных устройств: если в 1995-ом ими пользовались 80 млн. человек, то в 2015 г - это число достигло 5,2 млрд. или 73% населения планеты. У 40% обладателей мобильников - именно смартфоны. Темпы роста числа обладателей "умных гаджетов" тоже падают, но пока они достаточно внушительны (+23% в 2014 г.). Люди все больше времени проводят в Сети: если в 2008 г. это было 2,4 ч за день, то сегодня - уже 5,6 ч. Причем, если у пользователей десктопов и ноутбуков это время стабильно держится на уровне 2,4 ч., то у приверженцев мобильного доступа оно выросло за указанный период с 0,3 ч. до 2,8 ч.
Время, проводимое в интернете пользователями разных устройств (в часах за день)
Разумеется, все это открыло широкую дорогу электронной коммерции и онлайновой рекламе. Годовой объем продаж на сайте Alibaba составил 350 млрд. долл., что втрое больше, чем у Amazon (120 млрд. долл.).
Доля электронной коммерции в рознице США (1998-2014 гг.)
Если же говорить о наиболее популярных способах использования интернета, то это всевозможные варианты коммуникаций и обмена информацией между людьми. Десятку наиболее популярных приложений возглавляет Facebook, за которым следуют WhatsApp , Messenger, Instagram, Line, Viber, Kakao Talk, Clash of Clans, WeChat и Twitter. Отмечается также рост популярности всевозможных занятий, связанных с созданием пользователями интернета собственного контента. Мобильные устройства, подключенные к интернету, становятся универсальными устройствами для решения различных задач. Так, 84% людей в США перешли на получение новостей через мобильные устройства, а не через радио, телевидение и печатные издания. Примерно столько же применяют их в качестве автомобильных навигаторов. Стремительно меняются и модели занятости: в США сегодня 54 млн. человек (34% трудоспособного населения) работают как фрилансеры. Причем лишь 3 млн. из них это пишущая братия, 21 млн. выполняют эпизодические задания по совместительству, а еще 12 млн. берут на себя дополнительные обязанности на своей основной работе.
Интересно отметить, что есть некая граница между интернет-компаниями (то есть компаниями, специализирующимися в основном на онлайн-сервисах) и "классическими" ИТ-компаниями, занимающимися разработкой, дистрибуцией и внедрением разного рода софта, железа, а также оказанием ИТ-услуг. Похоже, когда IDC оценивает емкость российского ИТ-рынка, то принимает во внимание лишь деятельность классических ИТ-компаний. В упор не видя при этом деятельности многочисленных отечественных интернет-компаний...
В свою очередь, РАЭК оценивает деятельность только отечественных интернет-компаний (и интернет-зависимых рынков), совершенно не сопоставляя эту деятельность с деятельностью традиционных ИТ-компаний... А ведь это не "параллельные миры", а глубоко взаимопересекающиеся...
Правда, не очень понятно, как выделить из суммарной капитализации Apple ту часть, что возникла именно из интернет-сервисов.