НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Стратегия "Windows как сервис" – что это такое?

О том, что Microsoft будет переходить в сфере клиентских ОС от традиционной схемы продажи бессрочных лицензий к сервисной модели, известно давно. Сама компания объявила об этом еще осенью прошлого года, при первом представлении предварительных версий Windows 10. И это не было большой новостью – логика развития ИТ-рынка давно требовала такого перехода, скорее, можно говорить, что Редмонд явно затянул с такой трансформацией своего клиентского бизнеса (надо было это делать еще с Windows 8, как минимум).

Но как это будет конкретно выглядеть реализация этой идеи? Главный вопрос для пользователей – к чему им готовиться? Во что выльется такой переход для них самих?
При этом интересно и то, как это будет выглядеть со стороны Microsoft, поскольку схема монетизации будет в решающей мере определять модель развития ее ОС.
[spoiler]
Майские для России каникулы Microsoft провела в повышенной деловой активности. Перед "Днем международной солидарности трудящихся" (кстати, дата в качества "международного дня" была установлена в честь известных "беспорядков" в Чикаго в начале мая 1886 года) состоялась Build - главная конференция для разработчиков, а сразу после (еще продолжается сейчас) – Ignite, конференция для ИТ-специалистов (она проходит в этом году впервые, она заменила собой шесть, ранее проводившихся автономных мероприятий, в том числе TechEd, кстати, тенденция укрупнения конференций сейчас видна на всем ИТ-рынке, в частности, IBM тоже "укрупняет" свои собрания).

Там было сделано целый ряд анонсов по поводу дел Microsoft в клиентской сфере, но вопросы монетизации в сколь-нибудь понятном виде не рассматривались. В СМИ есть комментарии топ-менеджеров Microsoft по этой теме (их спрашивали журналисты), но все выглядит там в очень обтекаемой форме.

В общем, пока ситуация, на основе имеющейся информации, видится такой.

1. Все же Windows 10 будет реализована в виде двух похожих, но все же разных ОС - Windows 10 Mobile (для устройств с диагональю до 7") и Windows 10 PC.
Первая будет поставляться только в OEM-варианте, причем OEM-производители будут получать ее бесплатно.

2. Windows 10 PC будет, в свою очередь, тоже иметь два варианта – Consumer и Business, Модели их распространения и монетизации будут различны.

Вполне вероятно, что Consumer будет тоже распространяться для пользователей только в OEM-варианте, т.е. будет привязана к приобретение компьютера. Но для OEM-производителя она будет стоить денег.
Поддержка и обновление ее, судя по словам Microsoft, будет проводиться бесплатно для пользователя (на протяжении жизненного цикла устройства).

С вариантом Business все будет сложнее: тут будет использоваться, кажется, смешанные схемы – OEM, бессрочные лицензии и подписка на обновления.

3. Как можно понять из высказываний Microsoft, термин "Windows как сервис" означает, главным образом, то, что монетизация будет проводится, в основном, не оплатой за саму Windows, а за сервисы, приложения и рекламу, которые будет связаны с конкретным экземпляром ОС.

Но насколько успешной будет это модель – сказать трудно. Скорее всего, времена, когда Windows была "золотым тельцом" для Microsoft прошли. Объем доходов ее направления Devices and Consumer Licensing постоянно снижается: за первый квартал 2015 он составил 3,5 млрд. долл., что на 1,1 млрд. меньше, чего годом ранее (спад на 25%).