НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Затраты американских ИТ-компаний на лоббирование своих интересов в Конгрессе США

Вчера наткнулся на любопытную заметку Google, Apple, Amazon spend record amounts on lobbying, в которой приводятся сведения о затратах ведущих американских ИТ-компаний на лоббирование своих интересов в Конгрессе США со ссылкой на вполне официальный и публичный источник -- Senate Office of Public Records.
[spoiler]
Согласно этим сведениям самым крупным лоббистом в США (среди всех отраслей) является компания Google, которая потратила в первом квартале года на эту деятельность 5,47 млн. долл. Из числа ИТ-компаний с заметным отставанием идут далее Facebook (2,44 млн.), Amazon (1,91 млн.), Microsoft (1,89 млн.) и Apple (1,24 млн.). Про другие крупные ИТ-компании не упоминается, но из контекста статьи можно понять, что никто больше в подобных тратах не отчитывался. При этом и текста можно сделать вывод, что затраты на лоббирование не носят постоянных характер, зависит от потребностей компаний. Так, например, там упоминается, что Blackberry в закончившемся квартале не потратила на эти цели ни цента, хотя в прошлом году отдала ежеквартально по полмиллиона долларов (возможно, поняла, что это не поможет в решении своих проблем, связанных с падение доходов и доли на рынке).

На самом деле, эти сведения мне лично (наверное, не только мне) мало, что говорят, поскольку имею довольно смутные представления о механизме лоббирования в США. Понятно только, что речь идет о весьма небольших суммах, не соизмеримых с бюджетами этих компаний на маркетинг и реклама, а также на лоббирование (продвижение) своих интересов в широком смысле этого слова.

Но при этом вопрос представляется интересным и довольно актуальным для нас, в России, поскольку значимость темы "как может представлять свои интересы отечественная ИТ-отрасль во властных структурах" неизменно повышается. Так традиционно последние годы ИТ-отрасль пыталась в этой сфере действовать в основном через исполнительные органы власти (через министрества), а сейчас у нее растет понимание того, что следует использовать и прямой вариант взаимодействия с законодательными структурами.

Насколько в этом может быть полезен опыт США, сказать трудно, но, наверное, в любом случае полезно немного понять, что же такое институт лоббирования в США. Я попытался это сделать и хочу сейчас кратко поделиться своим "изысканиями".

1. Нужно различать термины "лоббизм" в широком понимании этого термина ("деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти") и в узком понимании законодательством США. Во втором случае речь идет о достаточно четко прописанных "коммуникациях", относится только к одному органу власти – Конгрессу США, и связано с "принятия или отклонения Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта".

2. Законодательство США о лоббизме строится на принятой в 1789 году первой поправке к Конституции США, в частности, фиксирующей право граждан обращаться в официальные органы с жалобами. Т.е. лоббисты выступают в роль "жалобщиков", представителей граждан или огранизаций, профессионально занятых отстаиванием их интересов в высшем органе власти. Лоббисты получают некий официальный статус, типа аккредитации, что позволяет им принимать, например, в работе профильных комиссий с правом совещательного голоса (права для входа в Конгресса не нужно, так как оно есть у всех желающих).

3. Первый лоббисткий закон был принят в 1876 году, главное его положение – лоббисты обязаны были заявить о себе и официально зарегистрироваться у клерка нижней палаты парламента. В 1946 и 1996 года были приняты новые редакции закона, последовательно усиливающие контроль за лоббисткой деятельностью и ужесточающие наказания за нарушение закона.

4. Именно с лоббизмом в Конгрессе связано в США понятие "иностранных агентов", которые в соответствии с законом 1938 года должны проходить регистрацию. Собственно, лоббизм с Конгрессе в 19-м веке начинался во многом в формате представления интересов других государств. Вот такой любопытный факт я прочитал на портале Lobbing.ru:

Самым ранним случаем иностранного лоббизма в США считается наем в XIX веке правительством России американского экс-сенатора за колоссальную сумму в 30 тыс. долл. для лоббирования покупки Аляски правительством США, что было успешно им выполнено.

(инициатором этой сделки выступало правительство России, а не США, как это принято думать у нас).

Возвращаясь к вопросу о возможностях лоббирования интересов отечественной ИТ-отрасти в Госдуме. Любопытно, что в Конгрессе США лоббисты представляют интересы не "отрасли вообще", а вполне конкретных компаний. В списке лоббистов нет упоминаний про представителей "американского АПКИТ" или какого-то "Американского софта". Впрочем, там у них и подобных ассоциаций, кажется, нет вовсе.
Ассоциаций нет, а отрасль есть.