А вот выгодна ли девальвация российским разработчикам тиражируемого ПО?
После резкого падения курса рубля в той или иной степени снизилась покупательная способность как населения, так и предприятий. При этом примерно вдвое снизились долларовые (“евровые”) эквиваленты текущих рублевых зарплат.
Теперь смотрите: если разработчики отечественного тиражируемого ПО не поднимут цены на свою продукцию, то они не смогут увеличить в своих компаниях фонды заработных плат. А если высококлассным разработчикам ПО не платить зарплаты, достойные их квалификации (и обычно всегда сравниваемые с заработками тех коллег, у которых эта зарплата номинирована в долларах или евро), то они (разработчики ПО) и разбежаться могут… Что, сами понимаете, чревато для компании-разработчика самыми плачевными последствиями…
Выходит, для сохранения зарплатного статус-кво цены на отечественные программные продукты также должны увеличиться примерно вдвое? Ведь не секрет, что в “себестоимости” софтверной продукции зарплатная составляющая весьма высока. Однако похоже, что для потребителей отечественного софта (во всяком случае, антивирусного) ситуация пока не так тревожна.
“Что касается нашей компании, то в два раза повышать цены мы точно не будем, - говорит Сергей Земков, управляющий директор “Лаборатории Касперского” в России, странах Закавказья и Средней Азии. -- И точно пока не планируем повышение в сегменте домашних продуктов. Мы планировали раньше, до валютных скачков, повышение цен на корпоративные продукты в 2015 году, в том числе связанное с выходом новых продуктов, но размер повышения будет незначительным”.
Генеральный директор компании “Доктор Веб” Борис Шаров сообщил нам, что его компания также не планирует двукратного повышения цен на свою продукцию.
Однако это не означает, что доходы сотрудников, занятых разработкой ПО, останутся на “прежнерублевом” уровне. “Как у международной компании, у “Лаборатории Касперского” сейчас достаточно стабильное положение – отмечает Сергей Земков. -- Большую часть нашей выручки мы получаем от продаж за рубежом. Что позволяет нам чувствовать себя довольно уверенно даже в условиях столь резких колебаний курса и кризисных тенденций на российском рынке. Тем не менее ситуация серьезная, мы внимательно следим за изменениями на рынке… Мы ежегодно проводим пересмотр зарплат сотрудников с учетом рыночных трендов, в 2015 г. пересмотр также будет. Сокращений персонала мы не планируем, наоборот, наша численность будет расти. В целом бюджет на персонал (в том числе зарплаты, бонусный фонд, льготы и пр.) не сокращается”.
“Рассматривает разные варианты выхода из сложившейся ситауции и “Доктор Веб”. “Вариантов много, -- говорит Борис Шаров. – В том числе, расширение продаж на зарубежных рынках”. Разумеется, стратегия и тактика отечественных компаний, работающих в области обеспечения информационной безопасности, во многом будет определяться тем, какую цену российские потребители в условиях кризиса будут готовы платить за антивирусные продукты.
1С, например, исторически тяготеет к доллару.
Майкрософт в России работала по двум курсам - один для продуктов, второй (сильно заниженный, 25 вместо 30) для расчетов с партнерами.
Если же обратиться к опыту Лаборатории Касперского - для выхода на рынок США они проводили демпинговую политику, цены на "коробчные" версии был вдвое ниже российских.
1. 1С - сугубо внутренняя компаний. И с позициями в ряде сфер близкой к монопольному. У нее главные конкуренты - западные компании, и потому она вполне следует курсу доллара.
Она и без того имеет ценовые преимущества. А вот ее партнерам на услуги поднимать цены будет сложно.
2. Касперский зарабатывает в основном вне страны. Ей повышение курса выгодно. Внутри страны она легко может сохранить текущие цены, тем более, что у ней тут много конкурентов.
3. MS - это международная компания, которая вообще действует по своим законам. При желании, она может раздавать тут свое ПО бесллатно - это не сильно скажется на доходах корпорации.
По факту, даже полностью "наша" компания (1С, которая за границами РФ представляет из себя "ничто") ориентируется на "доллар".
Весьма красноречиво.