НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Технологии Big Data позволяют выявить факт беременности

Причем на самых ранних стадиях её развития. [spoiler]

Об интересном случае рассказал сегодня участниками презентации CMS-платформы “1С-Битрикс: Управление сайтом 15.0” генеральный директор компании “1С-Битрикс” Cергей Рыжиков.

Весной 2012 г. в ритейловой сети Target случился скандал. В один из магазинов этой сети ворвался разгневанный мужчина с просьбой cрочно вызвать к нему самого главного менеджера. В руке он держал кучу купонов, полученных его дочерью на товары для беременных (памперсы, детская одежда и т. д.). Дочь разгневанного мужчины была школьницей и поэтому в ответ на крики отца по поводу такого инцидента работники магазина извинились. Мол, ошибочка вышла. С кем не бывает… Однако потом выяснилось, что девушка и в самом деле была в положении, даже сама того (в момент инцидента) не зная.

Но как о беременности девушки узнал магазин? Оказалось, что произошло это благодаря используемым в данном магазине алгоритмам прогнозирования поведения покупателей. На основе основе анализа товаров, приобретаемых школьницей в этом магазине (она покупала там духи), её отнесли к группе беременных, и поэтому торговой системой было принято решение прислать ей соответствующие купоны.

Историю эту Сергей Рыжиков рассказал в связи с тем, что тестировщикам вета-версии CMS-платформы “1С-Битрикс: Управление сайтом 15.0” его компания предложила попробовать в действии онлайн-сервис под названием “1С-Битрикс BigData”, позволяющий на основе анализа поведения покупателей делать последним персональные предложения (от которых, как говорится, невозможно отказаться). Повышая тем самым объемы реализованных товаров (на 10-30%) и доходность торгового предприятия (примерно на столько же процентов)

По словам Сергея Рыжикова (cм. расположенный ниже слайд из его презентации), в настоящее время онлайн-сервис “1С-Битрикс BigData” пробуют 10 тыс. интернет-магазинов, совокупная клиентская база которых насчитывает около 35 млн. покупателей. При этом ежедневно собирается и анализируется приблизительно 40 млн. записей о покупках.



Ожидается (см. расположенный ниже календарь выпуска обновлений), что финальная версия услуги “BigData: Персонализация” cтанет доступна компаниям, использующим CMS-платформу “1С-Битрикс: Управление сайтом 15.0”, в середине ноября.



Лично я в настоящее время не рискнул бы вставить в название этого сервиса слово BigData. Так как считаю, что этот термин относится прежде всего к обработке больших объемов неструктированных данных (например, многочисленных отзывов покупателей о работе магазина и качестве предлагаемых магазином товаров и услуг). А так так записи о продажах являются все же структурированными данными, то здесь правильнее было бы использовать термин BI (бизнес-аналитика). Впрочем, на практике торговые системы обычно “в одном флаконе”cовместно обрабатывают как структурированные, так и неструктурированные данные.


Видимо, именно поэтому “ Википедия ” под BigData понимает “серию подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов для получения воспринимаемых человеком результатов”.

Разработчики онлайн-сервиса “1С-Битрикс BigData ” определяют его как “облачный сервиc для обработки больших объемов информации, автоматического выявления закономерностей, прогнозирования поведения покупателей и выдачи рекомендаций для интернет-магазинов и сайтов  в реальном масштабе времени”. Генеральный директор компании “1С-Битрикс” согласен с тем, что в настоящее время слово BigData в названии онлайн-сервиса, о котором идет речь, является слишком громким. И в компании были долгие обсуждения, стоит ли его употреблять. Но он уверен, что по мере развития данного сервиса сей термин в его названии будет уместен на 100%.


Cергей Рыжиков напоминает, что технологии BigData возникли из потребностей ритейла. Да и сейчас они больше всего востребованы именно торговыми предприятиями.


Cергей Рыжиков: “Основная цель сервиса “1C-Битрикс BigData” – выдавать в реальном времени рекомендации интернет магазинам, работающим на CMS-платформе “1С-Битрикс: Управление сайтом 15.0”


Один из 109 слайдов сегодняшней презентации Сергея Рыжикова. Совершенно справедливые слова
Григорий Шатров
Я слышал эту историю в несколько другой интерпретации. Школьница, была постоянным покупателем в магазине, покупала там средства женской гигиены, противозачаточные средства и тесты на беременность.  Потом эти товары пропали из набора её постоянных покупок, на основании этого ИТ-система "определила" беременность девушки.  И, конечно, школьница знала о том, что она в положении, но боялась говорить родителям.  
Митин Владимир
Я слышал эту историю в несколько другой интерпретации.
Может, и так было дело...
Но в любом случае, предсказание интересов покупателей благотворно влияет на выручку и рентабельность магазина!

На мой личный взгляд, крах некогда очень могучего "Белого Ветра" в немалой степени был обусловлен отменой данной сетью бонусных карт и недостаточным вниманием этой сети к изучению поведения покупателей. Хотя некоторые злые языки утверждают, что всему виной то, что они переоценили спрос на "яблочные" гаджеты. И слишком сильно забили этими гаджетами свои склады...

А вот айтишно-электробытовой интернет-магазин, в котором я достаточно часто закупаюсь, никакие конкретные товары мне не предлагает и мои покупки, видимо, никак не анализирует . Но к праздникам регулярно дарит мне (полагаю, что не только мне) так называемые "бонусные рубли", которыми в течение примерно 10 дней можно оплатить определенную часть покупок. Вот и на грядущий 4 ноября "День народного единства" они презентовали мне 300 бонусных рубликов с ограниченным сроком годности. Теперь вот думаю, что бы такое (не очень сильно ненужное) на них можно себе приобрести! :)

Приобрел бы "умные часы" Microsoft (cудя по спецификации, они меня устраивают), но их пока продают только в США, а когда они будут в нашей стране (и будут ли вообще), даже московский офис этой корпорации не ведает... :(
Колесов Андрей
На само деле, этот пример -- вообще не пример из разряда Больших данных. Просто анализ информации по одному аккаунту.
Большие данные - если бы они на основе анализа статистики  работы всего магазина определили бы, что теперь тесты на беременность нужно продавать в отделе "товары для делей".