Об интересном случае рассказал сегодня участниками презентации CMS-платформы “1С-Битрикс: Управление сайтом 15.0” генеральный директор компании “1С-Битрикс” Cергей Рыжиков.
Весной 2012 г. в ритейловой сети Target случился скандал. В один из магазинов этой сети ворвался разгневанный мужчина с просьбой cрочно вызвать к нему самого главного менеджера. В руке он держал кучу купонов, полученных его дочерью на товары для беременных (памперсы, детская одежда и т. д.). Дочь разгневанного мужчины была школьницей и поэтому в ответ на крики отца по поводу такого инцидента работники магазина извинились. Мол, ошибочка вышла. С кем не бывает… Однако потом выяснилось, что девушка и в самом деле была в положении, даже сама того (в момент инцидента) не зная.
Но как о беременности девушки узнал магазин? Оказалось, что произошло это благодаря используемым в данном магазине алгоритмам прогнозирования поведения покупателей. На основе основе анализа товаров, приобретаемых школьницей в этом магазине (она покупала там духи), её отнесли к группе беременных, и поэтому торговой системой было принято решение прислать ей соответствующие купоны.
Историю эту Сергей Рыжиков рассказал в связи с тем, что тестировщикам вета-версии CMS-платформы “1С-Битрикс: Управление сайтом 15.0” его компания предложила попробовать в действии онлайн-сервис под названием “1С-Битрикс BigData”, позволяющий на основе анализа поведения покупателей делать последним персональные предложения (от которых, как говорится, невозможно отказаться). Повышая тем самым объемы реализованных товаров (на 10-30%) и доходность торгового предприятия (примерно на столько же процентов)
По словам Сергея Рыжикова (cм. расположенный ниже слайд из его презентации), в настоящее время онлайн-сервис “1С-Битрикс BigData” пробуют 10 тыс. интернет-магазинов, совокупная клиентская база которых насчитывает около 35 млн. покупателей. При этом ежедневно собирается и анализируется приблизительно 40 млн. записей о покупках.
Ожидается (см. расположенный ниже календарь выпуска обновлений), что финальная версия услуги “BigData: Персонализация” cтанет доступна компаниям, использующим CMS-платформу “1С-Битрикс: Управление сайтом 15.0”, в середине ноября.
Лично я в настоящее время не рискнул бы вставить в название этого сервиса слово BigData. Так как считаю, что этот термин относится прежде всего к обработке больших объемов неструктированных данных (например, многочисленных отзывов покупателей о работе магазина и качестве предлагаемых магазином товаров и услуг). А так так записи о продажах являются все же структурированными данными, то здесь правильнее было бы использовать термин BI (бизнес-аналитика). Впрочем, на практике торговые системы обычно “в одном флаконе”cовместно обрабатывают как структурированные, так и неструктурированные данные.
Видимо, именно поэтому “ Википедия ” под BigData понимает “серию подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов для получения воспринимаемых человеком результатов”.
Разработчики онлайн-сервиса “1С-Битрикс BigData ” определяют его как “облачный сервиc для обработки больших объемов информации, автоматического выявления закономерностей, прогнозирования поведения покупателей и выдачи рекомендаций для интернет-магазинов и сайтов в реальном масштабе времени”. Генеральный директор компании “1С-Битрикс” согласен с тем, что в настоящее время слово BigData в названии онлайн-сервиса, о котором идет речь, является слишком громким. И в компании были долгие обсуждения, стоит ли его употреблять. Но он уверен, что по мере развития данного сервиса сей термин в его названии будет уместен на 100%.
Cергей Рыжиков напоминает, что технологии BigData возникли из потребностей ритейла. Да и сейчас они больше всего востребованы именно торговыми предприятиями.
Cергей Рыжиков: “Основная цель сервиса “1C-Битрикс BigData” – выдавать в реальном времени рекомендации интернет магазинам, работающим на CMS-платформе “1С-Битрикс: Управление сайтом 15.0”
Один из 109 слайдов сегодняшней презентации Сергея Рыжикова. Совершенно справедливые слова
Но в любом случае, предсказание интересов покупателей благотворно влияет на выручку и рентабельность магазина!
На мой личный взгляд, крах некогда очень могучего "Белого Ветра" в немалой степени был обусловлен отменой данной сетью бонусных карт и недостаточным вниманием этой сети к изучению поведения покупателей. Хотя некоторые злые языки утверждают, что всему виной то, что они переоценили спрос на "яблочные" гаджеты. И слишком сильно забили этими гаджетами свои склады...
А вот айтишно-электробытовой интернет-магазин, в котором я достаточно часто закупаюсь, никакие конкретные товары мне не предлагает и мои покупки, видимо, никак не анализирует . Но к праздникам регулярно дарит мне (полагаю, что не только мне) так называемые "бонусные рубли", которыми в течение примерно 10 дней можно оплатить определенную часть покупок. Вот и на грядущий 4 ноября "День народного единства" они презентовали мне 300 бонусных рубликов с ограниченным сроком годности. Теперь вот думаю, что бы такое (не очень сильно ненужное) на них можно себе приобрести!
Приобрел бы "умные часы" Microsoft (cудя по спецификации, они меня устраивают), но их пока продают только в США, а когда они будут в нашей стране (и будут ли вообще), даже московский офис этой корпорации не ведает...
Большие данные - если бы они на основе анализа статистики работы всего магазина определили бы, что теперь тесты на беременность нужно продавать в отделе "товары для делей".