НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Почему ИТ-компании, работающие на российском рынке, молчат?

Генеральный директор Autodesk в России и СНГ Алексей Рыжов опубликовал открытое письмо. В нем излагается позиция относительно деятельности компании в условиях введенных США санкций.
Причина появления письма вполне понятна: месяц назад в СМИ широко публиковалась новость о том, что московский офис "Автодеска" разослал письмо партнерам относительно их действий в условиях санкций. Из текстов российских публикаций у неискушенных читателей могло складывать мнение, что это сугубо "самодеятельность" данной компании (хотя вполне возможно авторы статей именно этого – по незнанию, а, может, и специально – и добивались). Именно это (неверное освещение в СМИ, причем не только этого случая) подвигло меня написать статью, где все подробно изложить - Как выглядят в реальности санкции американских ИТ-компаний.
[spoiler]
Вот теперь, спустя почти месяц и сама Autodesk решила изложить суть дела, подтвердив все что было написано у меня (я сам при написании статьи имел общение с менеджерами западных компаний, но они соглашались беседовать только на условиях анонимности, хотя не очень понятно – почему). Вот его основные тезисы:

Санкции вводят не отдельная компания, а правительство страны (и не только США, но и ЕС). При этом все организации, находящиеся в юрисдикции страны, должны автоматически выполнять законы.

Компания старается заранее предупредить "блокируемые компании" о санкциях, чтобы минимизировать проблемы для заказчиков.

Интересными являются соображения по импортозамещения (российские разработчики продолжать стараться быть конкурентоспособным). Разумеется, компания также уверяет, что намерена, продолжать работать в нашей стране.

Жаль, что Autodesk ничего не сказал по поводу уже не раз звучащих в наших СМИ слухов о, якобы, "изъятии уже проданных лицензий".

В общем, я ничего нового для себя в письме не увидел, скорее, удивило лишь то, что наконец-то, появилась первая ИТ-компания (причем, я имею в виду не только западные), которая отважилась на то, чтобы сказать – причем довольно очевидные – какие-то слова о своей позиции в нынешней (причем уже довольно долгой) сложной ситуации.

В данной ситуации, конечно, было некоторое коллективное заявление тех же западных компаний. Такой ассоциации у нас нет (и слава Богу), но все равно можно было бы как-то сгруппироваться, может быть, в рамках "зарубежное секции" членов АПКИТ.
(Кстати, нетрудно заметить, что АПКИТ предпочитает молчать по злободневным темам, это особенно заметно на фоне медиа-активности РУССОФТа.)

Что же касается санкций, то суть, как мне кажется, не в самих санкциях, а в существенных изменениях "векторов" на ИТ-рынке (впрочем, не только ИТ). Это было довольно точно, хотя и до конца определенно, сказано один из членов РУССОФТ: "Нам мешают не санкции, а то, что их породило" (этот тезис был вынесен в заголовок итогового пресс-релиза РУССОФТ по поводу своего недавнего 15-летия).

Так или иначе, но санкции касаются весьма ограниченного процента российской экономики, "изменение климата" касаются в той или иной степени почти всех. Изменение климата заключается в появлении неопределенности на ИТ-рынке и недоверия между его участниками. Причем, речь идет не только об отношениях российских заказчиков к западным поставщикам, но западных заказчиков к российским поставщикам (это хорошо видно на примере РУССОФТа). Проблемой является и то, что все это происходит на фоне (точнее, совместно, взаимосвязано) спада отечественной экономики (падения спроса на ИТ).

Жаль, что впервые в истории российского ИТ-рынка реально встала угроза его разделения по национальному признаку. Тут можно вспомнить, что в 2001 году появилась главная ИТ-ассоциация страны – АПКИТ. Появилась именно тогда понятно почему – возникла необходимость сотрудничества ИТ-отрасли с регулятором (государством). Так вот, тогда были избраны два сопредседателя, два наиболее авторитетных на протяжении к тому времени уже несколько лет представляли российской ИТ-отрасли: Ольга Дергунова (Microsoft) и Борис Нуралиев (1C). Это было не случайное совпадение, и, кажется, даже не реализация принципа квот по национальному признаку. Это просто было отражение одного из ключевых принципов развития отечественного ИТ-рынка – глубокая взаимосвязь мирового и российского ИТ-бизнеса.

Хотелось бы надеяться, что этот принцип будет реализоваться и в будущем. Что разделения по национальному признаку на будет.

Колесов Андрей
И слава Богу, что не руководят!
Сергей Голубев
А зачем тогда они вообще нужны?
Колесов Андрей
Для ИТ-отрасли - не нужны.

Вообще-то, в каком-то виде министерства нужны: формировать нормативно-законодательную базу, выступать госзаказчиком проектах масштаба страны, еще что-то...