НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

C ИТ-рынка начали уходить ИТ-ветераны

На эту тенденцию было обращено внимание сегодня в ходе презентации годовых итогов работы компании “Марвел-Дистрибуция ”, которая ныне насчитывает свыше 4000 партнеров из более чем 200 городов.[spoiler]

“Раньше с ИТ-рынка по разным обстоятельствам обычно уходили лишь молодые компании, не сумевшие отыскать на данном рынке свою нишу и закрепиться на ней, -- рассказал вице-президент “Марвел-Дистрибуции” Антон Черепахин. -- Но в прошлом году с ИТ-рынка начали уходить компании (в том числе достаточно крупные), возраст которых насчитывает 15 и более лет”.

С чего бы это?

“Причины бывают самые разные, -- говорит Антон Черепахин. -- Но вполне возможно, что во многих случаях первопричиной является снижение маржинальности компаний до отрицательных величин, что ставит под сомнение целесообразность продолжения их хозяйственной деятельности”.

“Я знаю ИТ-компании (в том числе дистрибьюторские), которые уже достаточно давно работают себе в убыток, -- добавляет генеральный менеджер компании “Марвел-Дистрибуции” Константин Шляхов. – Однако понятно, что очень долго такая работа продолжаться не может…”.

Некоторые эксперты считают, что уход C ИТ-рынка некоторых ИТ-ветеранов обусловлен не только (а возможно, не столько) уменьшением прибыльности ИТ-бизнеса, сколько “моральной усталостью” их владельцев и топ-менеджеров, которым это бизнес “просто надоел” и они решили заняться чем-то другим, более интересным и многообещающим.

А вы что думаете о причинах начала ухода с ИТ-рынка некоторых ИТ-ветеранов?
Михаил Солохин
Уходят с рынка, и молодые, и ветераны. Глобальная причина, как в любом бизнесе, – недостатки в управлении. Может, ветераны не готовы к переменам? Рынок-то изменился.
А, может, раньше не замечали, что уходят ветераны, потому что ветеранов не было? Все были молодыми! )
Митин Владимир
Три причины сворачивания бизнеса ИТ-ветеранами


Вот какой комментарий к этой заметке прислал мне управляющий партнер группы компаний “Фан” Анатолий Шлуглейт.

“Да, действительно, время от времени с рынка уходят «айтишные» ветераны, но мне кажется это не тенденцией, а скорее естественной ротацией. Я вижу три основные причины «сворачивания» бизнеса.

Причина первая, и я бы сказал, самая сильная. Два года назад, В. В. Путин в одном из своих предвыборных выступлений очень четко обозначил проблему, емко характеризующую сегодняшний бизнес-климат в стране - «...можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени «расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма. …. такой «договорившийся» бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий…». А так как за два года ситуация не сильно изменилась и честная работа на открытом рынке невероятно затруднена, то одна из причин свертывания или продажа IT-бизнеса это моральная усталость от борьбы с «ветряными мельницами» и стратегии «постоянного выживания».

Вторая причина, это появление определенного количества компаний, которые борются за заказы любыми средствами, в том числе и снижением цены ниже допустимых пределов, тем самым «ломая рынок» и серьезно снижая общий уровень маржи в канале. В какой-то мере, этот процесс, в отличие от первой причины, является индикатором рыночных отношений и попыткой выстраивания цивилизованных каналов сбыта. Однако старые игроки IT-рынка не рассматривают вариант «бизнес ради бизнеса» и предпочитают уйти из IT в более прибыльные сегменты.

И, наконец, третья причина связана с трансформацией рынка и спроса. Происходит «взросление» рынка. Потребности клиентов выражаются не в поставке «коробок», а в решении конкретной IT-проблемы. То есть в компании необходимо создавать целые подразделения узкоспециализированных экспертов, для предложения клиентам актуальных услуг и решений. Быть в тренде развития рынка далеко не всегда просто и дешево. Не все участники готовы меняться и подстраиваться под существующие реалии, поэтому в какой-то момент и принимается решение об уходе. Хотя, на мой взгляд, одним из способов сохранения бизнеса может быть нишевая специализация компании, которая позволит и на рынке остаться и добиться адекватной маржинальности”.


С первыми двумя причинами согласен. Что же касается нишевой специализации, то она, на мой взгляд, годится лишь для ИТ-компаний федерального, а то и транснационального масштаба. А вот для ИТ-компании, зона интересов которой ограничена одним или несколькими регионами России, превратитиься из широкопрофильной в нишевую, конечно, может, но сможет ли она, находясь в этой нише, набрать количество заказов, необходимое для поддержания и развития её бизнеса? Что вы думаете на этот счет?

Митин Владимир
Три причины сворачивания бизнеса ИТ-ветеранами


Вот какой комментарий к этой заметке прислал мне управляющий партнер группы компаний “Фан” Анатолий Шлуглейт.

“Да, действительно, время от времени с рынка уходят «айтишные» ветераны, но мне кажется это не тенденцией, а скорее естественной ротацией. Я вижу три основные причины «сворачивания» бизнеса.

Причина первая, и я бы сказал, самая сильная. Два года назад, В. В. Путин в одном из своих предвыборных выступлений очень четко обозначил проблему, емко характеризующую сегодняшний бизнес-климат в стране - «...можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени «расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма. …. такой «договорившийся» бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий…». А так как за два года ситуация не сильно изменилась и честная работа на открытом рынке невероятно затруднена, то одна из причин свертывания или продажа IT-бизнеса это моральная усталость от борьбы с «ветряными мельницами» и стратегии «постоянного выживания».

Вторая причина, это появление определенного количества компаний, которые борются за заказы любыми средствами, в том числе и снижением цены ниже допустимых пределов, тем самым «ломая рынок» и серьезно снижая общий уровень маржи в канале. В какой-то мере, этот процесс, в отличие от первой причины, является индикатором рыночных отношений и попыткой выстраивания цивилизованных каналов сбыта. Однако старые игроки IT-рынка не рассматривают вариант «бизнес ради бизнеса» и предпочитают уйти из IT в более прибыльные сегменты.

И, наконец, третья причина связана с трансформацией рынка и спроса. Происходит «взросление» рынка. Потребности клиентов выражаются не в поставке «коробок», а в решении конкретной IT-проблемы. То есть в компании необходимо создавать целые подразделения узкоспециализированных экспертов, для предложения клиентам актуальных услуг и решений. Быть в тренде развития рынка далеко не всегда просто и дешево. Не все участники готовы меняться и подстраиваться под существующие реалии, поэтому в какой-то момент и принимается решение об уходе. Хотя, на мой взгляд, одним из способов сохранения бизнеса может быть нишевая специализация компании, которая позволит и на рынке остаться и добиться адекватной маржинальности”.


С первыми двумя причинами согласен. Что же касается нишевой специализации, то она, на мой взгляд, годится лишь для ИТ-компаний федерального, а то и транснационального масштаба. А вот ИТ-компания, зона интересов которой ограничена одним или несколькими регионами России, превратиться из широкопрофильной в нишевую, конечно, может. Но сможет ли она, находясь в этой нише, набрать количество заказов, необходимое для поддержания и развития своего бизнеса? Что вы думаете на этот счет?