Достоинства у такой модели, несомненно, есть, но о них говорят, в основном, представители самой Adobe. Цена лицензии всего пакета Adobe Creative Suite 6 Master Collection довольно велика (в России - около 95 тыс. руб), а потому переход на помесячную оплату для многих окажется более удобным. Теперь не будет "торжественных" обновлений версий: новые функции станут добавляться по мере их разработки. Просматривать и редактировать файлы, находящиеся в облачном хранилище, можно с разных устройств (ноутбук, десктоп, планшет.... смартфон ). Появляется возможность организации распределенной коллективной работы над контентом.
Чем же недовольна общественность? Раньше вы могли купить, к примеру, Photoshop и если его функциональность вас устраивает, не переходить на новые версии и не платить за апгрейды. Теперь такой возможности не будет: как только перестал платить, прекращай пользоваться программой. А что делать, если у вас к этому времени накопился архив материалов, созданных инструментами Adobe и нуждающихся в дальнейшей обработке, не требующей новых функций? Многих не устраивают цены: если платить 600 долл. в год, то за 10 лет набежит 6 тыс. долл. Учитывая, что из полутора десятков приложений Creative Suite большинство клиентов использует одно-два, большого энтузиазма такая перспектива не вызывает. Для недовольных оставлена возможность использования последней "традиционной версии" Adobe Creative Suite 6 по старой схеме, но эта версия не будет развиваться и поддерживаться. А потому, рано или поздно, решение принимать придется. Каким оно будет?
Вот это действительно интересно, поскольку примеру Adobe захотят последовать и другие вендоры (некоторые уже идут по этому пути, пусть и не столь решительно, оставляя в качестве альтернативы покупку традиционных лицензий). Сегодня компания - несомненный лидер и монополист в сегменте средств работы с мультимедийным контентом (как Microsoft в офисном). Вероятно, ее руководству кажется, что такое положение сохранится навеки. Однако, если отток пользователей примет массовый характер, этим, наверняка, попробуют воспользоваться конкуренты. Не исключено, что, попробовав поработать с альтернативным ПО, многие люди разуверятся в мифе о безусловном превосходстве продуктов Adobe и обратятся к конкурирующим решениям, включая и СПО.
Есть у вендора, по-видимому, еще один аргумент, о котором он, правда, не упоминает: зато Adobe теперь покончит с пиратским использованием своих приложений. Не берусь спорить, однако опасаюсь, что приложение, установленное на ПК пользователя, рано или поздно будет взломано. Но даже если этого не произойдет, так ли выгодно будет Adobe сокращение комьюнити, массовость которого, во многом, и обеспечивает монополизм компании на рынке средств подготовки мультимедийного контента?
Интересно посмотреть, как новая лицензионная политика Adobe скажется на активности канала продаж (дистрибьюторов ПО и корпоративных реселлеров). Не потеряет ли этот канал стимулы к продвижению софта Adobe? Известность торговой марки – великая вещь. Но на одной только этой известности не всегда далеко уедешь…
Реальный прорыв был бы в случае обоюдовыигрышной модели (win-win). К примеру, если бы переходя на подписку пользователь платил бы вдвое меньше, чем раньше, а вендор зарабатывал (условно) вдвое больше за счет резкого роста числа легальных пользователей.