НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Дефицит кадров в ИТ-отрасли будет усугубляться. Что делать?

ИТ-бизнес делается ИТ-людьми (HR, human resources, человеческими ресурсами). Точнее говоря, ИТ-специалистами разного возраста и разного уровня квалификации. По оценкам Real-IT (см. расположенные ниже круговые диаграммы), в сравнении с общей численностью населения, ИТ-специалистов в нашей стране не так много, как в развитых государствах – примерно 1,5% от общего числа работающих (а не 3-5%, как в развитых странах). [spoiler]



Среди ИТ-специалистов, как и среди других профессиональных сословий, непрерывно происходит смена поколений, обусловленная, среди прочего, естественной убылью профессионалов. Специалисты старшего возраста рано или поздно уходят на покой, а их место занимают более молодые сотрудники. На место же молодых сотрудников приходят выпускники вузов, а то и школ.

От того, насколько слаженно работает этот HR-конвейер, в значительной степени зависит благополучие как ИТ-рынка в целом, так отдельных образующих его ИТ-бизнесов. Все ли здесь в нашей стране обстоит хорошо? Попробуем разобраться.

1 сентября по случаю Дня знаний и начала нового учебного года на сайте Минобрнауки появилось поздравление Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко.



Среди прочего, в нем говорится: “В начинающемся учебном году важные изменения ждут самых главных участников образовательного процесса - наших детей. Тем из них, кто только начинает учёбу -- в первом классе или на первом курсе - предстоит обучение по новым образовательным стандартам. Благодаря масштабной работе, провёденной совместно с образовательным и научным сообществом, теперь и содержание, и условия обучения ребят будут соответствовать современным требованиям. Это позволит сделать учёбу интереснее и результативнее”.

Затем на сайте Минобрнауки отмечается: “1 сентября для 1464779 первоклассников в российских школах прозвучит первый звонок. По сравнению с 2010 г. их число возрастёт на 33 тыс. ребят. Позитивная динамика изменения числа первоклашек наблюдается с 2007 года. Все первоклассники будут обучаться в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом. Новый стандарт предусматривает не только требования к результатам обучения, но и требования к условиям обучения (наличие компьютеров в классах, применение электронных образовательных ресурсов, наличие современных спортзалов, наличие утеплённых туалетов и др.)... Для введения нового стандарта в общеобразовательных учреждениях была обновлена материально-техническая база (мебель, компьютеры, спортинвентарь), закуплены учебники и учебные пособия... В целом по России насчитывается 47098 дневных общеобразовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования (в т. ч. 28192 учреждения находится в сельской местности). Число учреждений, имеющих библиотеки (книжный фонд) - 44438. ед., в них количество книг, брошюр, журналов - 1,08 млрд. ед., в т.ч. 352 млн. школьных учебников...”.

Из этих слов можно сделать вывод, что все у нас в целом хорошо как с самим образованием, так и с его компьютеризаций (применением электронных образовательных ресурсов). Но так ли это на самом деле?

18 августа 2011 г. в зале коллегий Министерства образования и науки Российской Федерации прошла встреча представителей ИТ-индустрии с заместителем министра Алексеем Пономаревым. Тема встречи, организованной Комитетом Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) по образованию, -- взаимодействие данного министерства с ИТ-компаниями в сфере образования и науки. Во время встречи, продолжавшейся свыше двух с половиной часов, её участники обсудили следующие вопросы:

· результаты и перспективы взаимодействия Минобрнауки России и ИТ-сообщества;
· стратегия информатизации образования и науки Российской Федерации до 2020 г.;
· рекомендации по развитию ИКТ-инфраструктуры общеобразовательных учреждений в рамках модернизации региональных систем общего образования;
· об участии ИТ-компаний в формировании тематик научных исследований в рамках ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы”.

С докладом “Результаты и перспективы взаимодействия Минобрнауки России и ИТ-сообщества” на данной встрече выступилиПавел Гудков, координатор комитета АП КИТ по образованию, советник заместителя Министра образования и науки Российской Федерации. Среди 18 слайдов, продемонстрированных Павлом Гудковым во время этого доклада, был и такой (см. ниже).



Грустнй слайд. Из него следует, что за шесть лет (с 2004 по 2010 г.) количество выпускников российских школ сократилось почти вдвое. Количество же выпускников вузов сократится вдвое почти за три года (с 2010 по 2013 г.).

Одним словом, дефицит кадров в ИТ-отрасли (да и в других отраслях) будет только усугубляться. Печально это. Но что делать? Может, стремиться не к увеличению направлений деятельности и оборотов компаний (что неизбежно приводит к увеличению их численности), а к сокращению этих показателей?
Alexey Apanovich
Сейчас можно привлечь жителей Беларуси и Украины, которые потянутся за нормальными деньгами, особенно белорусы.