НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

ИТ-рынок определяетcя поведением молодых потребителей?

В мае меня несколько покоробило заявление тайваньской компании HTC о том, что её целевой аудиторией является не все экономически активное население (куда, как известно, относят даже работающих пенсионеров), а лишь обоего пола персоны в возрасте от 16 до 45 лет, которые хотят чем-то выделиться среди своих знакомых. Выходит, люди старшего поколения (т. е. те, кому за 45) думают не столько о высокотехнологичных информационно-телекоммуникационных новинках, которые облегчат им жизнь и помогут выделиться среди друзей и знакомых, сколько о душе и хлебе насущном?[spoiler]

Но итоги очередного подсчета Росстатом Индекса потребительской уверенности в России, о которых я рассказывал вчера, подвели меня к мысли о том, что основной тезис маркетологов HTC (его можно сформулировать примерно так: “ИТ-рынок – рынок молодых потребителей”) имеет определенные статистические корни.

Разумеется, ИТ-рынок – это не только рынок смартфонов, планшетов и прочих информационно-телекоммуникационных потребительских устройств (вплоть до супернавороченных медиаплейеров и домашних беспроводных СХД емкостью в десятки терабайт). Есть ещё и корпоративный сегмент этого рынка.

Однако вспомните данные Gfk, озвученные во время недавнего круглого стола Treolan “Будущее канала сбыта. Каким станет рынок через 5 лет”: если по итогам 2005 г. в европейском ИТ-канале доля корпоративного сегмента – т. е. ИТ-товаров, предназначенных для средних (SMB) и крупных (Enterprise) предприятий -- равнялась приблизительно 50%, то по итогам 2010 г. она уменьшилась до 40%. То есть, по самым грубым оценкам, в последние годы примерно половина ИТ-рынка приходится на так называемый потребительский (или, как иногда говорят, консьюмерский) сегмент.

Какие же физические лица выступают на этом самом потребительском (консьюмерском) сегменте в качестве покупателей? Очевидно те, которые достаточно хорошо уверены в завтрашнем дне и могут позволить себе думать не только о еде, одежде и крыше над головой. Ведь ИТ-устройства (за исключением, пожалуй, простейших сотовых телефонов), что бы там ни говорили, не являются предметами первой необходимости.

А кто сейчас в нашей стране больше уверен в завтрашнем дне? Молодые или пожилые? Ответ на этот вопрос можно найти в уже упомянутых июльских данных Росстата, согласно которым по итогам II кв. 2011 г. среднестатистическое значение Индекса потребительской уверенности (своего рода“индекса уверенности в завтрашнем дне”) в России составляет -9%. Но в разных возрастных категориях “степень уверенности в завтрашнем дне” разная. Взгляните на приведенную ниже диаграмму.


Источник: Росстат, июль 2011 г.

Из неё следует, что по итогам II кв. 2011 г. у россиян в возрасте от 16 до 29 лет индекс потребительской уверенности достаточно высок (-1%), в то время как у людей, которые прожили на этом свете от 30 до 49 лет, он значительно ниже (-9%). Ещё хуже (-13%) этот показатель у лиц, которые старше 49 лет.

Что, видимо, нормально – чем старше человек, тем меньше у него уверенности в завтрашнем дне. А может, это не нормально? Не секрет, что в развитых странах очень распространено другое мнение: “C выходом на пенсию жизнь только начинается”. Ведь только освободившись от повседневной суеты – уже отмечалось, что, согласно новейшим исследованиям  “КОРУС Консалтинг”, свыше шестидесяти с лишним процентов российских менеджеров среднего и высшего звена работают от 9 до 14 часов в день – можно позволить себе хоть круглые сутки заниматься различными любимыми делами. А вы что думаете на этот счет?