Из примерно двух десятков прослушанных докладов лично мне наиболее зрелищными и интересными показались диалоги генерального директора “Центра eLearning” Елены Тихомировой (на приведенном ниже снимке её можно увидеть среди членов президиума). Она выступила c докладами “Современное обучение: каким оно должно быть?” (во время пленарного заседания) и “Педагогический дизайн: экономия или лишние затраты для компании” (в рамках секции “Электронное обучение в компании. Системный подход”), а также вела секцию “Мотивация обучающихся в среде e-learning”.
Среди cлайдов, продемонстрированных Еленой Тихомировой, особое оживленние в зале вызвал “перегруженный информацией” ослик (см. ниже).
Не в таком ли положении находятся современные рабы информационных технологией, на которых со всех сторон сваливаются горы данных (контента), зачастую не несущих (не несущего) никакой информации. Можно долго спорить о том, чем полезная информация (ведущая к снятию априорной неопределенности) отличается от бесполезных данных (измеряемых в терабайтах и прочих бездушных единицах), но это тема отдельного разговора.
В какой-то степени эту разницу характеризуют весы (см. ниже) заимствованные из презентации главы “Центра eLearning” и украшенные надписью “Достаточно информации, чтобы начать действовать”. Иными словами, информацией следует считать то, что побуждает нас действовать (принимать решения). А то, что забывается через минуту, час или день после прослушивания или просматривания, cледует считать информационным шумом (информационным мусором). Другое дело, что адскую мультимедийную смесь “полезный сигнал + шум” каждый индивид разделяет на составляющие cообразно своему опыту и интересам: что для одних полезный сигнал, то для других шум. И наоборот.
И ещё один интересный слайд (“Новичок-Эксперт”) из выступления Елены Тихомировой (см. ниже). Он иллюстрирует тот факт, что новички (в той или иной области) большую часть полезной для них информации усваивают в процессе формального общения, а эксперты – в процессе неформального. Впрочем, примерно о том же говорила ведущий эксперт ЭОС по управлению документацией Наталья Храмцовская в своей заметке “Зачем я хожу на конференции?”.
“Но при чем здесь дистанционное обучение?”, -- скажет внимательный читатель. Отвечаю: “Очень даже при том”. Но об этом в следующий раз. Приятного вам рабочего дня! Побольше полезных (в том числе, для бизнеса) cигналов и поменьше информационного мусора! Ну а тем, кто этой темой интересуется, предлагаю перечитать наш обзор “О настоящем и будущем дистанционного обучения”. Побывав на первом дне конференции eLearnExpo 2011 лишний раз убедился, что все там правильно было написано.
Фото:
Очень трудно отделить рынок систем дистанционного обучения от рынка систем электронного обучения и все это вместе -- от других сегментов ИТ-рынка.
К тому же сам рынок систем обучения (особенно дистанционного) делится на корпоративный и образовательный. И эти подсегменты живут по разным законам. Тут хард, софт и услуги тесно переплетены. К тому же многие вещи делаются не игроками ИТ-рынка (поставщиками решений и системными интеграторами), а самими Заказчиками (предприятиями и учебными заведениями).
Можно говорить лишь об эволюции решений, адресованных этому рынку (к примеру, об эволюции интерактивных досок или об эволюции средств подготовки дистанционных курсов) и о крупных национальных проектах в области повышения качества образования (бизнес же сам о себе позаботится). К примеру: почему в Великобритании уровень проникновения интерактивных досок в образовательные учреждения почти вдвое выше, чем в других экономически развитых странах Европы (см. здесь)?
Что, в Великобритании расходы государства на образование (в пересчете на "учебную душу") сильно выше, чем в Германии или Франции? Да ничего подобного!
Просто в свое время Тони Блэр озаботился повышением качества образования в стране и решил, что это качество сильно поднимет повсеместное внедрение в процесс образования интерактивных устройств отображения информации.
Возможно, и в нашей стране на ниве школьного образования после повсеместной компьютеризации и интернетизации школ наступит эра их повсеместной боардизации (слово “умнодоскатизация” звучит как-то неблагозвучно). И будет у нас уровень проникновения интерактивных досок (SMART Board) в образовательные учреждения не в четыре раза ниже, чем в Европе, а, к примеру, лишь в два... И всем будет хорошо. Кроме тех, кому станет плохо.
Неизбежный процесс.