НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:

Блог

Чем мы перегружены: информационным мусором или полезной информацией?

7 июня целый день (с 10 утра до 7 вечера) провел на конференции по дистанционному обучению eLearnExpo 2011. Вообще говоря, первоначально планировал посетить лишь двухчасовое пленарное заседание этой конференции, но очень уж интересными показались “вступительные слова”.[spoiler]

Из примерно двух десятков прослушанных докладов лично мне наиболее зрелищными и интересными показались диалоги генерального директора “Центра eLearning” Елены Тихомировой (на приведенном ниже снимке её можно увидеть среди членов президиума). Она выступила c докладами  “Современное обучение: каким оно должно быть?” (во время пленарного заседания) и “Педагогический дизайн: экономия или лишние затраты для компании” (в рамках секции “Электронное обучение в компании. Системный подход”), а также вела секцию “Мотивация обучающихся в среде e-learning”.



Среди cлайдов, продемонстрированных Еленой Тихомировой, особое оживленние в зале вызвал “перегруженный информацией” ослик (см. ниже).



Не в таком ли положении находятся современные рабы информационных технологией, на которых со всех сторон сваливаются горы данных (контента), зачастую не несущих (не несущего) никакой информации. Можно долго спорить о том, чем полезная информация (ведущая к снятию априорной неопределенности) отличается от бесполезных данных (измеряемых в терабайтах и прочих бездушных единицах), но это тема отдельного разговора.

В какой-то степени эту разницу характеризуют весы (см. ниже) заимствованные из презентации главы “Центра eLearning” и украшенные надписью “Достаточно информации, чтобы начать действовать”. Иными словами, информацией следует считать то, что побуждает нас действовать (принимать решения). А то, что забывается через минуту, час или день после прослушивания или просматривания, cледует считать информационным шумом (информационным мусором). Другое дело, что адскую  мультимедийную смесь “полезный сигнал + шум” каждый индивид разделяет на составляющие cообразно своему опыту и интересам: что для одних полезный сигнал, то для других шум. И наоборот.



И ещё один интересный слайд (“Новичок-Эксперт”) из выступления Елены Тихомировой (см. ниже). Он иллюстрирует тот факт, что новички (в той или иной области) большую часть полезной для них информации усваивают в процессе формального общения, а эксперты – в процессе неформального. Впрочем, примерно о том же говорила ведущий эксперт ЭОС по управлению документацией Наталья Храмцовская в своей заметке “Зачем я хожу на конференции?”.



“Но при чем здесь дистанционное обучение?”, -- скажет внимательный читатель. Отвечаю: “Очень даже при том”. Но об этом в следующий раз. Приятного вам рабочего дня! Побольше полезных (в том числе, для бизнеса) cигналов и поменьше информационного мусора! Ну а тем, кто этой темой интересуется, предлагаю перечитать наш обзор “О настоящем и будущем дистанционного обучения”. Побывав на первом дне конференции eLearnExpo 2011 лишний раз убедился, что все там правильно было написано.

Фото:
Сергей Бобровский
Мало почему-то пишет pcweek про eLearning, хотя рынок активно растет, особенно в последние годы, знакомые не раз говорили. Хорошо бы обзор на эту тему почитать :) , с оценками объемов нашего рынка.
Митин Владимир
Компьютеризация, интернетизация... А что дальше? Боардизация?

Очень трудно отделить рынок систем дистанционного обучения от рынка систем электронного обучения и все это вместе -- от других сегментов ИТ-рынка.

К тому же сам рынок систем обучения (особенно дистанционного) делится на корпоративный и образовательный. И эти подсегменты живут по разным законам. Тут хард, софт и услуги тесно переплетены. К тому же многие вещи делаются не игроками ИТ-рынка (поставщиками решений и системными интеграторами), а самими Заказчиками (предприятиями и учебными заведениями).

Можно говорить лишь об эволюции решений, адресованных этому рынку (к примеру, об эволюции интерактивных досок или об эволюции средств подготовки дистанционных курсов) и о крупных национальных проектах в области повышения качества образования (бизнес же сам о себе позаботится). К примеру: почему в Великобритании уровень проникновения интерактивных  досок в образовательные учреждения почти вдвое выше, чем в других экономически развитых странах Европы (см. здесь)?

Что, в Великобритании расходы государства на образование (в пересчете на "учебную душу") сильно выше, чем в Германии или Франции? Да ничего подобного!

Просто в свое время Тони Блэр озаботился повышением качества образования в стране и решил, что это качество сильно поднимет повсеместное внедрение в процесс образования интерактивных устройств отображения информации.

Возможно, и в нашей стране на ниве школьного образования после повсеместной компьютеризации и интернетизации школ наступит эра их повсеместной боардизации (слово “умнодоскатизация” звучит как-то неблагозвучно). И будет у нас уровень проникновения интерактивных  досок (SMART Board) в образовательные учреждения не в четыре раза ниже, чем в Европе, а, к примеру, лишь в два... И всем будет хорошо. Кроме тех, кому станет плохо.

Oleg
Для того, чтобы найти крупицу золота, старателям приходится перелопачивать тонны пустой земли.
Неизбежный процесс.