ИНТЕРВЬЮ

В сентябре прошлого года хорошо известное на российском рынке телекоммуникаций ООО "Эквант" сменило свое название на Orange Business Services Russia (www.orange-business.ru) и теперь представляет здесь объединенную группу компаний Orange Business Services (OBS). По мнению экспертов, OBS сегодня обладает одним из самых широких портфелей услуг в мировой ИКТ-индустрии. О том, что представляет собой этот оператор связи, а также о его планах на российском рынке рассказал научному редактору PC Week Петру Чачину директор по продуктам и маркетингу OBS Russia Александр Вронский.

PC Week: Чем была вызвана необходимость ребрендинга и каковы его результаты?

Александр Вронский: Группа France Telecom (FT), ставшая в прошлом году стопроцентным владельцем операторов Equant и Orange, теперь в рамках проекта NExT (New Experience for Telecoms) объединила свои предприятия под единым брендом - Orange Business Services.

Александр Вронский

Проект объединения компаний уникален и по своей сути, и по своему масштабу: Orange Business Services, пожалуй, единственная в своем роде компания, присутствующая практически во всех странах мира.

Ребрендинг в данном случае заключается не только в изменении названия фирмы, но и в переориентировании стратегии ее развития на наиболее прогрессивные и современные конвергентные технологии. Телекоммуникационная модель будущего - это мобильность, информационная безопасность, аутсорсинг и слияние с ИТ-индустрией. Ребрендинг - демонстрация рынку направления нашего развития в рамках реализации долгосрочной программы NExT.

PC Week: Как Orange Business Services позиционирует себя на корпоративном рынке?

А. В.: Сейчас Orange Business Services - одна из крупнейших мировых компаний, ориентированных на корпоративный рынок. Она предоставляет услуги 29 тыс. международным фирмам в 166 странах. Доля OBS на мировом рынке корпоративного телекома составляет 12%.

Вообще говоря, компаний, которые специализируются на телекоммуникационных услугах для корпоративного сектора, единицы. Среди них OBS выделяется наличием собственной развитой инфраструктуры.

Флагманской услугой Orange Business Services является IP VPN. На сегодняшний день OBS поддерживает 213 тыс. портов IP VPN и владеет крупнейшей мировой телекоммуникационной сетью для предоставления этой услуги, доступной в 220 странах.

PC Week: Насколько широко представлена Orange Business Services в России и СНГ?

А. В.: Если заглянуть в историю, то можно сказать, что наша компания работает на рынке ведомственных и корпоративных сетей связи России с 1958 г. Все началось с расширения международных линий компании "Аэрофлот". Тогда приказом, подписанным А. И. Микояном, в стране был учрежден офис для организации авиационных перевозок с использованием международной системы связи SITA, телеком-инфраструктура которой ныне принадлежит France Telecom и входит в состав OBS.

Сегодня Orange Business Services обеспечивает предоставление услуг более чем в 300 городах России и СНГ. Численность ее сотрудников в нашей стране - около 800 человек. Сеть OBS по конфигурации представляет собой двойную звезду с центром в Москве. Узлы магистральной сети компании находятся во всех 88 субъектах РФ, а в 37 из них OBS открыла собственные офисы с обученным и квалифицированным персоналом и построила крупнейшие в данных регионах технические центры. Общее количество клиентов здесь у нее составляет более 4,5 тыс.

Весьма развитой является и инфраструктура российских дата-центров OBS . Компания имеет дата-центр в Москве, а также в 37 субъектах Российской Федерации. Кроме того, клиенту предлагается размещение серверного ресурса в крупнейших мировых дата-центрах компании, расположенных в Лондоне, Париже, Сиднее, Атланте, Сан-Паулу и Сингапуре.

OBS оказывает все услуги оператора фиксированной связи: передачу данных, аренду каналов, IP VPN, доступ в Интернет, спутниковые решения, телефонную связь, ИТ-сервисы и услуги по поставке оборудования, а также услуги, объединенные в пакет Professional Services (проекты, консалтинг, строительство, обслуживание оборудования и т. д.).

Все интернет-услуги Orange Business Services предоставляет через собственный узел доступа в Cеть. Компания имеет соглашения об обмене трафиком практически со всеми ведущими российскими провайдерами телекоммуникационных услуг (их около 100).

PC Week: Как вы оцениваете текущую ситуацию в тех сегментах российского телекоммуникационного рынка, где сегодня представлена OBS?

А. В.: По нашим оценкам, рынок, на который в России ориентируется Orange Business Services, будет расти как минимум на 12% в год. Такие темпы отмечаются, пожалуй, еще только в Китае и Индии, и потому France Telecom уделяет большое внимание этим странам.

В нашей стране на данном рынке доминируют три основных игрока: АФК "Система", "Альфа Груп" и Orange Business Services.

В нынешнем году серьезные изменения намечаются на рынке дальней связи: на нем в добавление к уже существующим игрокам -"Ростелекому", MTT и Golden Telecom - появятся новые - Orange Business Services и "ТрансТелеКом".

Крупнейшие операторы, несомненно, будут продолжать скупать региональных операторов и развивать свои основные сети. Очевидно, продолжится битва и за лицензии WiMAX в регионах России. Кроме того, можно ожидать стремительного проникновения на российский рынок международных компаний.

PC Week: Как известно, ваша компания планирует выйти на рынок дальней связи РФ. Когда это произойдет и на какую долю рынка претендует OBS? В каких сегментах планирует работать?

А. В.: Orange Business Services уже построила сеть междугородной и международной (МГ/МН) связи, и в настоящее время происходит ее сдача. В прошлом году мы сделали большие инвестиции в развитие инфраструктуры связи и в итоге имеем 88 точек присоединения во всех регионах страны плюс транзитные узлы - четыре международные станции и семь междугородных.

Строить только телефонную сеть было бессмысленно, поэтому мы проектировали конвергентную мультисервисную сеть с использованием коммутаторов EWSD фирмы Siemens, а на магистральном уровне применяли коммутаторы Juniper. В августе 2006 г. все объекты были сданы Россвязьнадзору. Ведется определенная работа по присоединению к зоновым телефонным сетям, в частности, осталась еще одна компания, с которой предстоит подписать договор.

После этого в Мининформсвязи РФ нами могут быть получены коды доступа. Надеемся в первой половине нынешнего года все закончить. Позаботились мы и о широком наборе лицензий (у нас 37 зоновых лицензий, есть местные лицензии в 49 городах, полный пакет лицензий по передаче данных и телематике). Затраты на строительство сети дальней связи сегодня уже превысили 40 млн. долл.

Поскольку наш основной бизнес - это обслуживание крупных корпоративных клиентов, именно таким клиентам и будут в первую очередь оказываться услуги МГ/МН связи. Для этого мы намерены привлекать в качестве агентов местных провайдеров. Если у них не окажется собственной биллинговой системы, то агенту будет предоставлен доступ к нашей системе расчетов, с помощью которой он сможет обслуживать клиентов.

Хотел бы сказать, что мы не гонимся за большой долей рынка дальней связи, поскольку работаем лишь в определенном его секторе: мы оказываем услуги корпоративным клиентам. У нас нет планов конкуренции с "Ростелекомом" или МТТ. Через пять лет компания предполагает занять всего лишь от 4 до 6% рынка дальней связи.

PC Week: Каковы планы Orange Business Services по организации широкополосного доступа в РФ?

А. В.: В России уровень проникновения фиксированной связи составляет порядка 40%, на фоне передовых стран это достаточно низкий показатель. А в некоторых регионах сети доступа вообще находятся в зачаточном по сравнению с Европой состоянии. Что касается проникновения услуг широкополосного доступа, то в России этот показатель не превышает 2%.

Для европейских специалистов, например, дико прозвучит фраза "Требуется обследование клиента с точки зрения возможности предоставления доступа". Но в силу недостаточного развития телекоммуникационной инфраструктуры мы практически всегда вынуждены проводить на местах такое обследование перед тем, как заключить контракт.

К тому же в России нет закона о свободном доступе к "последней миле" (Local Loop Unbandling). Этот закон крайне жесткий на Западе. А в РФ местному оператору достаточно сказать, что у него "нет технической возможности", и никакого спроса с него не будет. Поэтому и приходится здесь строить собственные сети доступа, хотя мы и имеем договоры со многими местными компаниями.

В конце 2005 г. компания "Эквант" (ныне OBS) приступила к реализации масштабного проекта географического расширения присутствия на территории Российской Федерации. Проект, носящий условное наименование "Виктория", подразумевал создание инфраструктуры для предоставления услуг компании во всех 89 регионах страны. При этом в каждом регионе должен быть одинаково доступен весь перечень услуг "Экванта"/OBS.

Учитывая масштабность и сложность проекта "Виктория", одним из наиболее важных стал вопрос создания проекта внутригородской телекоммуникационной инфраструктуры. Она должна обеспечивать, с одной стороны, максимальное покрытие районов сосредоточения потенциальных клиентов, а с другой - предоставление клиентам оптимального решения проблемы доступа с учетом решаемых задач и требований бизнеса.

Помимо обеспечения высоких качественных и экономических показателей строящихся сетей широкополосного доступа немало внимания в рамках создания данного проекта было сконцентрировано на недопущении таких ошибок, как неоднородность сети с точки зрения используемого оборудования и технологий, а также невозможность обеспечить передачу на высоких скоростях.

За основу была принята концепция строительства собственных опорных волоконно-оптических сетей доступа на базе протоколов IP/Ethernet/MPLS. Такой подход позволил организовать высокоскоростные каналы доступа к услугам компании и подключить новых клиентов за счет охвата новых территорий. И сегодня мы тратим 5-10% оборота на капиталовложения в развитие сети.

PC Week: Каковы планы Orange Business Services по организации в РФ сервисов на базе технологии Fixed Mobile Convergence (FMC)?

А. В.: Orange является одним из крупнейших мобильных операторов мира. Но в России услуги сотовой связи нами не предоставляются. Здесь у нас уже несколько лет, как совместно с компанией "ВымпелКом" реализовано специальное мобильное решение Mobile Access, которое и является одной из форм реализации FMC. Мы начали выводить этот сервис на российский телекоммуникационный рынок еще в 1998 г., и сейчас услугами FMC пользуются табачные корпорации JTI, BAT, авиакомпания "Сибирь" и ряд других фирм.

В наши планы входит предоставление качественных конвергентных услуг совместно с операторами мобильной связи.

PC Week: В чем выражается подход OBS к Value Added Services?

А. В.: В спектре услуг Orange Business Services предусмотрены интеллектуальные сервисы, позволяющие оптимизировать работу телекоммуникационной сети, повысить качество связи и передачи данных. Предоставление клиенту канальных емкостей или решений на основе того или иного оборудования без дополнительных сервисов - это всего лишь базовая услуга.

Основной же задачей провайдера, с точки зрения OBS, является оказание помощи клиенту в правильном и эффективном использовании этих ресурсов. Так, решения по контролю трафика сети или сервисы по компрессии данных дают клиенту возможность сократить затраты и избежать постоянного апгрейда каналов для поддержания работы критически важных бизнес-приложений.

Абсолютно та же ситуация и с голосовыми сервисами. Дополнительные услуги позволяют организовать работу операторского центра или контакт-центра на базе провайдера, пользоваться услугами конвергенции и многими другими.

С другой стороны, предоставление дополнительных сервисов становится новым фундаментом развития оператора, который получает конкурентное преимущество и укрепляет свои связи с клиентами, а также завоевывает новых потенциальных потребителей, заинтересованных в самых современных услугах.

Хотелось бы отметить, что у France Telecom ежегодные расходы на НИОКР превышают 1 млрд. долл.

PC Week: В чем особенности вашего подхода к аутсорсингу? Есть ли специфика работы с отраслевыми клиентами?

А. В.: Аутсорсинг мы понимаем несколько иначе, чем это принято в России. Есть классическое понятие, подразумевающее несколько видов деятельности, определяемых терминами Selfsorcing, Outtasking и Outsorcing. Первый из них предполагает самостоятельное обслуживание предприятием собственных систем, второй - передачу сторонней организации определенной задачи, скажем, по обслуживанию связного оборудования или системы обеспечения информационной безопасности, а третий - это классический аутсорсинг, в рамках которого осуществляется полная передача ИКТ-инфрастуктуры компании внешнему управляющему, который в этом случае берет на себя и вопросы ее модернизации. И всеми этими видами деятельности мы готовы заниматься.

В рамках аутсорсингового соглашения нами разрабатывается новое технологическое решение, технические специалисты клиента переводятся в штат Orange Business Services, а его телекоммуникационное оборудование передается на баланс OBS. "Эквант"/OBS становится единой точкой контакта для клиента по всем вопросам работы ИКТ-инфраструктуры и взаимодействия с другими провайдерами.

Наш опыт показывает, что даже компании, относящиеся к одному вертикальному рынку, как правило, кардинально различаются по структуре бизнес-процессов и требованиям к телекоммуникационному обеспечению. Например, аутсорсинговые решения для двух банков, работающих в одном сегменте, могут различаться не только технологически, но и организационно.

Аутсорсинг - это форма взаимоотношений с клиентом, а не стандартизированное решение - вот в чем основа нашего подхода.

PC Week: Спасибо за беседу.