К итогам юбилейного выездного летнего семинара

С 12 по 19 июня на Мальте проходил юбилейный, десятый по счету летний зарубежный семинар партнеров фирмы "1C" (www.1c.ru). Представительность семинара (491 специалист из 351 организации, расположенных в 108 городах), определялась вместимостью двух самолетов (ИЛ-86 и Boeing-737), совершивших чартерный рейс из столицы нашей Родины в страну, известную, среди прочего, самыми древними на Земле рукотворными каменными храмами*1.

_____

*1 Один из них - храм Гантии (Ggantija) - построен, как утверждают археологи, в 3600 году до нашей эры, т.е. он старше самых древних египетских пирамид на тысячу лет! А вот кем построен и зачем - науке пока не известно. Есть лишь различные, в том числе самые фантастические, предположения, распространяться о которых формат нашего еженедельника, увы, не позволяет.

Результаты продаж

Семинар включал одно пленарное заседание, на котором выступил директор фирмы "1С" Борис Нуралиев, и тринадцать секционных (на них было прочитано 138 докладов, в том числе 88 партнерских), а также три вечерних обсуждения, три пресс-конференции и большое количество двухсторонних рабочих встреч.

Борис Нуралиев: "Cреди наших

конкурентов есть и самые крупные

компании мира"

Выступая перед собравшимися, г-н Нуралиев отметил, что с марта по май 2005 г. оборот его фирмы на внутреннем рынке по сравнению с весной 2004-го увеличился на 35%. При этом продажи делового софта "1С" выросли на 53%, игровых и образовательных программ собственного производства - на 30%, а дистрибуция отечественного и импортного ПО - на 20%.

Анализ продаж делового софта "1C" показывает, что платформа "1C: Предприятие 8.0" хотя и позволила выйти на рынок более крупных предприятий, однако еще не стала доминирующей. Но продажи продуктов на ее основе растут опережающими темпами. В то же время многих клиентов еще вполне устраивают продукты, выполненные на старой доброй и, кстати говоря, более легкой в освоении платформе "1C: Предприятие 7.7" (ситуация чем-то напоминает переход пользователей от MS DOS к Windows - ведь он совершился не одномоментно, а по мере осознания преимуществ новой платформы и появления по доступным ценам современных аппаратных средств). Интересно отметить, что спрос на "семерку" не только не падает, но интенсивно растет: с марта по май 2005 г. по сравнению с весной 2004-го объем продаж "1C: Бухгалтерии 7.7" в фирме "1C" увеличился на 42%. А продажи пакетов "1C: Предприятие 7.7. Торговля и склад" и "1C: Предприятие 7.7. Зарплата и кадры" за аналогичный период выросли на 37 и 75% соответственно!

За этот же период обороты по решению "1C: Предприятие 8.0. Управление торговлей" (первое типовое прикладное решение на платформе 8.0), коммерческие продажи которого начались летом 2003 г. (см. PC Week/RE, N 35/2003, с. 43), выросли на 46%. Мощная функциональность этого пакета, предназначенного как для решения повседневных задач, так и для стратегического планирования, и его постоянное совершенствование (только в первой половине 2005 г. было четыре новых релиза данного продукта) вселяет в разработчиков уверенность в его светлом будущем. Тем более что из всех отечественных отраслей рынок розничной торговли (уж не знаю, к счастью или к сожалению. - В. М.) в последнее время является одним из самых быстрорастущих, и его стремительное развитие, по некоторым оценкам, продолжится до 2010 г.

В минувшем году количество пользователей системы "1С: Управление торговлей 8.0" в среднем ежемесячно увеличивалось на 182 организации. В 2005-м средний ежемесячный прирост количества пользователей этой программы уже составляет 225 организаций. Всего же на начало июня 2005 г. пакет "1С: Управление торговлей 8.0" выбрали более 3900 предприятий, автоматизировавшие с его помощью свыше 30 тыс. рабочих мест.

Набирает популярность и прикладное решение "1C:Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием" (УПП), финальная версия которого появилась в августе 2004 г. (см. PC Week/RE, N 35/2004, с. 50). На семинаре было отмечено, что на конец мая данное решение внедрили или начали внедрять 622 предприятия, при этом общее число автоматизированных с его помощью рабочих мест должно превысить 23000.

Среди клиентов, успешно внедривших новое решение, можно назвать целый ряд средних и крупных ОАО: Торжокский вагоностроительный завод, "Карельский окатыш", "Воздухотехника", завод "Водмашоборудование", "Амурметалл", Московский экспериментальный завод древесностружечных плит и деталей, Окская судоверфь, Сибтранснефтепродукт, ГПЗ-10, "Звезда", "Инпром" и т.д.

Они отмечают возможность оперативного поэтапного запуска продукта, невысокую совокупную стоимость владения и соответственно небольшой срок окупаемости.

Фирма "1С" придает большое значение контролю за ходом внедрений, осуществляемых партнерами, анализу параметров и уровня удовлетворенности клиентов результатами. Проведенное в мае исследование хода проектов внедрения "1С: Управление производственным предприятием 8.0", в котором приняли участие 226 предприятий, позволило выявить следующие параметры внедрения:

- в среднем с момента приобретения продукта до ввода в эксплуатацию первого автоматизированного участка требуется немногим более 80 календарных дней;

- средний темп ввода системы в эксплуатацию - порядка восьми рабочих мест в месяц;

- cреднестатистическая стоимость приобретаемого ПО "1С" на одно автоматизируемое рабочее место пользователя - 340 долл.;

- стоимость проектных работ по автоматизации в пересчете на одно рабочее место - 530 долл. (для простых типовых внедрений - 200 долл., для сложных проектов - до 1000 долл.).

При этом в проектной команде внедрения на регулярной основе в среднем участвуют всего один-два специалиста ИТ-службы предприятия и три-четыре специалиста внедренческой фирмы. Для сопровождения внедренного решения достаточно двух специалистов ИТ-службы клиента и одного-двух - от фирмы-внедренца.

Развитие партнерской сети

Одна из проблем, сдерживающих развитие партнерской сети, - нехватка квалифицированных внедренцев. Она наблюдается несмотря на то, что система подготовки кадрового резерва для фирм-франчайзи - одна из самых развитых в нашей стране (см. PC Week/RE, N 25/2004, с. 27). Пропускная способность этой системы постоянно увеличивается, а число обладателей заветных сертификатов стремительно растет. Если читатель помнит, то во время прошлогоднего семинара в нашей стране насчитывалось 20 тыс. "1С: Профессионалов" и 11 тыс. "1С: Специалистов". Как сообщила руководитель отдела организации обучения "1С" Ирина Гладштейн, к семинару на Мальте "1С: Профессионалов" стало уже 32,8 тыс. (в том числе 25 тыс. по платформе 7.7 и 7,8 тыс. по "восьмерке"), а число "1С: Специалистов" достигло 16 тыс. (соответственно 13,5 тыс. и 2,5 тыс.).

Ирина Гладштейн:

"1С: Профессионалы" и

"1С: Специалисты" образуют

фундамент любой фирмы-франчайзи

Понятно, что столь существенный рост невозможен без наращивания мощностей "учебных комбинатов". По словам Ирины Гладштейн, динамика здесь такова: в 2003 г. в 50 городах нашей страны действовало 160 авторизованных центров сертификации (АЦС), функционирующих в рамках программы "1С: Профессионал", к середине 2004 г. таких центров было уже 200 (в 70 городах), а к лету 2005-го - 220 (в 90 городах).

Кроме того, расширилась география центров сертифицированного обучения (ЦСО), которые начали открывать в августе позапрошлого года для подготовки кадров по тем или иным категориям продуктов семейства "1С: Предприятие 8.0". Если к концу мая прошлого года их было 96 (в 40 городах СНГ), то к концу мая нынешнего стало 155 (в 51 городе).

Возросло и количество учебных заведений (университетов, вузов и техникумов), в которых при преподавании ряда предметов используются деловые продукты "1С", предоставленные им на льготных условиях. Как отмечает Светлана Диго, отвечающая в "1C" за работу с авторизованными учебными центрами и образовательными учреждениями, если год назад их было 1740, то уже в апреле этого года стало более двух тысяч. При этом формы взаимодействия с вузами могут быть самые разные. Так, например, "1C" организовала на своих площадях базовую кафедру, через которую за год "проходит" до девяти групп студентов, обучающихся в МЭСИ (по специальности "Информационные технологии в экономике"), МИФИ ("Бухгалтерский учет") и ГУ-ВШЭ ("Менеджмент" и "Мировая экономика").

Расширилось за год и число авторизованных учебных центров (АУЦ), образованных на базе фирм-партнеров и имеющих право осуществлять подготовку специалистов по типовым или самостоятельно разработанным методикам.

Следует отметить, что в "1C" процессы обучения (они могут быть очными, заочно-очными и дистанционными) и сертификации разделены. Так, например, экзамен на звание "1С: Специалиста" можно сдать только лично - либо непосредственно в учебном центре фирмы "1С" N 1 (за год число "экзаменаторских" компьютеров в этом центре было увеличено вдвое: c 60 до 120), либо во время выездных региональных сессий, проводимых преподавателями этого центра практически еженедельно.

Франчайзи крикнули "Ура!", и в воздух

кепочки взлетели

Мальтийский семинар показал, что заинтересованность в получении "1С: Корочек" огромен и обусловлен двумя основными причинами. Одна из них вызвана тем, что на сайте "1С" "вывешивается" рейтинг фирм-франчайзи, поставляющих "1С: Предприятие 8.0" - для того, чтобы помочь сориентироваться пользователям, выбирающим внедренческую фирму. Этот рейтинг вычисляется по довольно сложной формуле и среди прочего зависит от числа сертифицированных специалистов, работающих в компании. Вторая же причина обусловлена стремлением специалистов поднять свой профессиональный статус с целью продвижения по службе.

Борьба с пиратами

Не секрет, что разработчики и внедренцы делового софта терпят немалые убытки от деятельности разного рода похитителей интеллектуальной собственности: "лоточников", "предустановщиков", "игротечников", "интернетчиков", "черных внедренцев" и т. д. (о том, что кроется за этими терминами, достаточно подробно рассказано в PC Week/RE, N 39/2004, c. 49). Поэтому нет ничего удивительного в том, что методы борьбы с этим неизбежным злом активно обсуждались на семинаре.

Борьба черных внедренцев с белыми

напоминает шахматную партию,

ведущуюся без строгих правил

Майский опрос партнеров "1C" (в нем приняли участие свыше двух сотен фирм-франчайзи) показал, что 50% респондентов наиболее опасным видом пиратства считают деятельность "черных внедренцев", 24% видят корень зла в торговле "пираткой", 21% - в распространении копий через Интернет и 5% - в издании книг с нарушением авторских прав. Определенная доля вины лежит и на клиентах (как корпоративных, так и "персональных"), которые не усматривают особого греха в том, чтобы "на халяву" попользоваться чужой интеллектуальной собственностью.

На сайте Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП, www.appp.ru) перечислены пять причин, по которым следует пользоваться исключительно лицензионными копиями ПО. Участникам мальтийского семинара "1C" было предложено сформулировать шестую причину. На призыв откликнулись 64 специалиста. Победителем конкурса строгое жюри, возглавляемое заместителем директора НП ППП Анной Лавриновой, признало аргумент, выдвинутый Евгением Ваниевым из Караганды: "Ваша информация стоит гораздо дороже и компьютеров, и программного обеспечения. Используя нелегальный софт и обращаясь к "левым" установщикам, вы отдаете важную для себя информацию в непорядочные руки или рискуете вообще лишиться ее при конфискации оборудования. Не экономьте на собственной безопасности!". Автор данной мысли был поощрен великолепными "антипиратскими" шахматами (см. фото). В которые, надо полагать, и будет играть в свободное от основной работы время.