Трансформация — именно этот термин наиболее точно отражает ситуацию последних нескольких лет на ИТ-рынке. Это слово мы обычно слышим от ИТ-поставщиков применительно к ИТ-потребителями, при этом речь чаще всего идет о переходе к облачными моделям использования ИТ, о необходимости применения технологий больших данных, о наступлении эры Интернета вещей. Однако трансформация, конечно же, затрагивает и самих ИТ-вендоров, причем оказывается, что чем более прочным и стабильным было до сих пор их положение, тем более сложным, а часто и болезненным, проходит процесс преобразований. Хотя нужно отдать должное ведущим ИТ-игроками: несмотря на свои внушительные размеры и груз «наследства», они в целом демонстрируют высокую готовность адаптации к новым условиям и дальнейшему развитию с учетом появляющихся вызовов.

«Современные предприятия для успешного развития в эпоху цифрового бизнеса должны своевременно брать на вооружение новейшие ИТ-решения, а мы со своей стороны готовы им помогать в этом, также переходя к новым методам и технологиям», — примерно так можно сформулировать основную идею выступления исполнительного вице-президента и руководителя международными бизнесом (все, что за пределами США) компании Teradata Дэна Харрингтона на европейской конференции Teradata Universe 2016, прошедшей в середине апреля в Гамбурге (Германия). Он напомнил, что основанная еще в 1979 г. Teradata была в то время одним из пионеров направления непрерывной обработки больших объемов данных, предложив для решения подобных задач средства на базе архитектуры массивно-параллельной обработки (massively parallel processing — MPP). Однако в те времена подобные решения были востребованы только довольно узким кругом крупных предприятий, а сама Teradata во многом ориентировалась на финансовые организации (что вполне естественно, так как компания появились из недр CitiGroup, одного из крупнейших международных финансовых конгломератов), но сейчас, в эпоху больших данных и Интернета вещей, все это становится востребованным все более широкому кругу потребителей. На нынешней конференции банковско-финансовая сфера и телеком (два вертикальных рынка, которые традиционно лидируют в области хранения и аналитической обработки больших объемов данных) также не были обделены вниманием, но для иллюстрации использования своих решений и технологий докладчики Teradata часто делали особый акцент на примеры из сферы услуг (в частности, упоминалась Uber) и машиностроения (Siemens). Особой темой практического применения методов больших данных и Интернета вещей на нынешней конференции были вопросы «умной» среды обитания на основе всеобщей «электронизации и интернетификации» всех сфер городского хозяйства.

Казалось бы, Teradata, как вендор, может только радоваться расширению сферы применения своих традиционных средств. Но парадокс в том, что такое развитие событий, возможно, даже дает больше оснований не радости, а для беспокойства. Наряду с появлением новых потребителей еще быстрее растет конкуренция, причем в первую очередь со стороны новых игроков, пришедших из сфер ИТ-облаков и Open Source. И это не очень позитивно сказывается на бизнесе «ветеранов», что видно и на примере Teradata: по итогам 2015 г. ее доходы и чистая прибыль составили соответственно 2,53 млрд. и 293 млн. долл., что ниже аналогичных показателей 2014 г. (2,73 млрд. и 452 млн.).

Тем не менее, Дэн Харрингтон уверил собравшихся, что спрос на решения и услуги Teradata растет во всех секторах экономики, причем во многом — благодаря именно облачным моделям. Так, одно из ведущих в мире интернет-изданий использует облачные услуги Teradata для проведения сложного анализа на основе запросов среди миллионов подписчиков и сведений о миллиардах событиях ежедневно. А крупная фармацевтическая компания с использованием этих средств проводит просветительскую работу среди пациентов и врачей в Интернете. Аналогичные примеры есть в розничной торговле, образовании, гуманитарной сфере.

Понимая складывающуюся ситуацию, руководство компании еще несколько лет взяло курс на трансформацию бизнеса, которая в существенной степени связана с более широким использованием облачных моделей и методов Open Source. В значительной степени именно на этих идеях базируется анонсированная на нынешней конференции новая архитектурная концепция Teradata — Intelliflex (интеллектуальная гибкость). Как пояснил руководитель исследовательского направления Teradata Labs Оливер Рацесбергер, IntelliFlex — это развитие идей MPP, но на базе новых технологий и с учетом изменения потребностей рынка.

Эта архитектура имеет в основе матрицу ресурсов хранения и обработки данных, что обеспечивает ее многомерную масштабируемость и позволяет заказчикам самостоятельно наращивать производительность в соответствии со своими потребностями, в том числе в дальней перспективе. IntelliFlex обеспечивает возможность увеличения объема хранилищ данных, при этом она предусматривает расширенное применение методов обработки данных в оперативной памяти (in-memory), которые, по мнению Teradata, являются сегодня магистральным направлением развития анализа больших данных. Как заверил Оливер Рацесбергер, всего за час клиенты могут вдвое увеличить размер своей системы, выполнив простую перезагрузку базы данных вместо полного их перераспределения. Вместе с тем он заверил, что архитектура IntelliFlex повышает надежность функционирования для обеспечения работы в соответствии с требованиями пользователей, для чего необходимо меньше аппаратных средств горячего резервирования, меньше кабельных соединений и больше группировок. Применение этой архитектуры в ЦОДах позволяет задействовать в одном вычислительном процессе больше вычислительных ресурсов (процессоров, ядер, объемов памяти), что в том числе дает возможность повысить плотность и гибкость размещения аппаратных компонентов в ЦОДе. Поставки решений на базе IntelliFlex начнутся в III квартале.

С архитектурой IntelliFlex напрямую связана и представленная облачная стратегия Teradata, где компания делает ставку на модель гибридного облака, в котором используется комбинация локальных, частных, управляемых и публичных облачных ресурсов. При этом реализуются единая система автоматической синхронизации, оптимизированная маршрутизация запросов и сквозное управление всей гетерогенной вычислительной средой. Такой «прозрачный» режим управления позволяет заказчикам по своему усмотрению перемещать рабочие нагрузки между различными ресурсами в соответствии с меняющимися бизнеса-задачами и нормативными требованиями.

В плане практической реализации этой идеи было объявлено о возможности использования заказчиками в промышленном режиме базы данных Teradata, развернутой в облаке Amazon Web Services. На AWS Marketplace клиенты могут получить годовую подписку в разными тарифными планами, в том числе с почасовой оплатой. При этом было сказано, что это лишь первое предложение компании в публичном облаке, в ближайшие месяцы должны последовать и другие анонсы в данном направлении. Кроме того, компания развивает направление управляемого облака (Teradata Managed Cloud), в котором заказчики на условиях подписки могут формировать в соответствии со своими требованиями вычислительную среду для организации хранилищ данных и аналитики на базе инфраструктуры Hadoop. На конференции было объявлено, что этот сервис будет доступен в Европе во II полугодии.

Teradata также предлагает комплекс услуг по внедрению и поддержке гибридного облака у заказчиков, а также по широкому кругу тем, связанных с хранением данных и их аналитической обработкой. Они включают консультирование по вопросам построения архитектуры, обучение, сопровождение новых клиентов, услуги по перемещению, преобразованию баз данных, управлению критическими системами, а также оказание услуг «под ключ» и непрерывное управление.

Почти всю свою историю Teradata традиционно ориентировалась на проприетарные технологии, однако в последние годы компания явно делает ставку на более активное использование модели Open Source. Фактически равноправным участником прошедшей конференции была компания Think Big, специализирующаяся на создании и внедрении решения на базе Apache Spark, которую Teradata приобрела два года назад. Было объявлено, что Think Big расширяет свои предложения для «озера данных» и управляемых услуг для платформы Apache Spark, речь идет о рекомендациях по использованию продукта, прогнозной аналитики, анализа данных, поступающих от датчиков, анализа графов и т. д.