Компания Nokia достигла соглашения с консорциумом немецких автопроизводителей (входят Audi, BMW Group и Daimler) о продаже ему своего подразделения Here (картографические и геолокационные Интернет-сервисы) за сумму в 2,8 млрд. евро (3,1 млрд. долл.). Данная сделка — очередное подтверждение тому, что на рынок ИТ-сервисов все шире выходят «не-Интернет»-компании, представители разного рода прикладных областей. В данном случае, передача направления Here в руки автокомпаний выглядит вполне логично, поскольку навигационные сервисы играют все большую роль в автобизнесе. Ожидается, что сделка будет завершена в первом квартале следующего года, после чего у самой Nokia останутся два бизнес-направления: Networks с фокусировкой на широкий спектр ИТ-задач (инфраструктура, ПО и сервисы) и Technologies (разработка передовых технологий и их лицензирование).

По данным самой Nokia, ее сервисы Here доступны почти в 200 странах мира и поддерживают более 50 языков. В разбросанных по всему миру центрах и офисах этого подразделения на конец июня 2015 году трудилось 6454 сотрудника. В первой половине текущего году объем продаж составил 552 млн. евро, что принесло 46 млн. евро операционной прибыли. Однако основной объем этих сервисов пока доступен только на платформе Microsoft/Nokia. Правда, есть сведения, что компания предоставляет свои картографические данные другим поставщикам геолокационных сервисов на OEM-условиях.

Картографический и геолокационный бизнес Nokia был выделен в отдельное направление Here в 2007 г. и дополнил существовавшие на основные: Devices & Services (мобильные устройства и сопутствующие услуги) и Networks (телекоммуникационное оборудование). Объем бизнеса Here был относительно небольшим с точки зрения прямых доходов, но рассматривался как очень важный с точки зрения поддержки и продвижения мобильного направления, которое было в тот момент на пике своего успеха. Правда, как раз тогда вектор развития мобильного бизнеса Nokia довольно круто повернул в сторону спада, однако, по мнению экспертов, подразделение Here оказывало позитивную роль в попытках удержать Devices & Services на плаву: пользователи хорошо восприняли геолокационные сервисы Nokia, их наличие было серьезным стимулом для них оставаться верными финскому вендору.

В течение двух лет после продажи мобильного бизнеса Nokia корпорации Microsoft подразделение Here оставалось у Nokia (софтверный гигант развивал свой Bing), хотя уже тогда было не очень понятно, насколько рентабельным оно может быть без продаж собственных смартфонов. Полтора месяца назад Nokia официально подтвердила циркулировавшие на рынке предположения о ее возврате на рынок мобильной техники, и в этом контексте наличие Here уже могло рассматриваться как позитивное конкурентное преимущество. Но, как мы видим, сейчас Nokia все же решила избавиться от него. Причины этого шага в целом понятны: за последние годы конкуренция на рынке картографических и геолокационных сервисов резко возросла. Практика показывает, что даже ведущие и весьма успешные производители мобильной техники на платформе Andoid (именно на нее намерена делать ставку Nokia в будущем) предпочитают использовать сервисы сторонних поставщиков.