Компания Microsoft оценивает возможности сделки с Salesforce, утверждает новостное агентство Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники. На этот шаг софтверного гиганта подтолкнули появившиеся в конце апреля слухи о том, что Salesforce получила предложение от покупателя, который остается неизвестным, и наняла два инвестиционных банка для консультаций.

После появления этих слухов акции Salesforce, ведущего игрока на рынке облачных CRM-систем, выросли более чем на 11%, и в результате капитализация компания достигла 49 млрд. долл. Кому по карману такая покупка? И стоит ли овчинка выделки? Представители Microsoft и Salesforce отказались от комментариев. Известно только, что Microsoft пока не ведет переговоров с Salesforce, а только размышляет.

Так что компьютерной общественности остается только оценивать плюсы и минусы такой гипотетической сделки. К числу плюсов аналитики отнесли то, что Microsoft с помощью этой сделки сможет увеличить доход от облаков на 6 млрд. долл. (такой оборот планирует Salesforce в текущем финансовом году). Это особенно актуально для Microsoft, которая надеется к 2018-му увеличить годовой доход от облаков до 20 млрд. долл.

Однако минусом является то, что Salesforce — убыточная компания, которая не получает прибыль с 2011 года. Так, в прошлом году убыток составил 262 млн. долл. при обороте 5,3 млрд. долл. Кроме того, сам процесс поглощения компании такого масштаба может быть очень затратным, сложным и долгим. Чтобы оправдать все тяготы и расходы, синергия должна быть действительно огромной, считают аналитики.

С другой стороны, у Microsoft есть 95 млрд. долл. в виде наличных и краткосрочных инвестиций. К тому же глава компании Сатья Наделла проявлял интерес к покупке Salesforce, когда еще не был руководителем Microsoft. Возможно, он не отказался от этой идеи и теперь, учитывая его стремление подстегнуть облачный бизнес компании, чтобы сократить зависимость от уменьшающегося рынка ПК.

Сатья Наделла очень хочет перенацелить Microsoft на перспективные облачные и мобильные технологии, и в этом свете сделка с Salesforce имеет смысл, так как позволит Microsoft продавать продукты компании Salesforce своим заказчикам из разных стран мира через дистрибьюторскую сеть. По мнению аналитиков, есть и другие способы скомбинировать бизнес, которые могут обеспечить экономию в будущем.

Ведь у обеих компаний есть немало общего. Так, еще в начале 2000-х, до создания собственной CRM-системы, Microsoft приценивалась к Salesforce. Правда, потом отношения между ними испортились и оставались натянутыми до начала правления Наделла. Теперь это осталось в прошлом, и в мае 2014-го обе компании заключили стратегическое соглашение, направленное на объединение экосистем, сложившихся вокруг Windows и Office, с платформой Salesforce.

Возвращаясь к минусам сделки, аналитики подчеркивают, что при слиянии компаний с такими разными культурами могут возникнуть большие проблемы. Поэтому не исключено, что многие руководители и сотрудники Salesforce просто обналичат свои опционы и уволятся. В связи с этим аналитики полагают, что риски перевешивают преимущества, и Microsoft просто притворяется, что хочет купить Salesforce.

Более того, некоторые из них считают вероятным покупателем компанию Oracle, которая может больше выиграть от этой сделки и больше потерять, если «такой кусок попадет во руки противника». Однако представители Oracle отказались от комментариев. В качестве еще одного кандидата называют также Amazon, самого крупного поставщика облачных услуг. Но и от этой компании не последовало никаких комментариев.