Мы продолжаем обсуждение состояния дел российского Интернета (предыдущая публикация — по сегменту «Инфраструктура») на основании результатов исследования «Экономика рынков интернет-сервисов и контента в России в 2013–2014 гг. и дискуссий на конференции „РУНЕТ-2014“».

По финансовым показателям сегмент электронной коммерции, который объединяет несколько взаимосвязанных рынков, ориентированных на использование Интернета как платформы для продажи товаров и услуг, а также осуществление финансовых операций, является самым крупным направлением использования РУНЕТа. Его суммарный объем, определенный методом экспертных оценок, составил в 2013 г. 563 млрд. руб., показав при этом рост по сравнению с предыдущим годом на 30% с перспективой увеличения темпов развития до 40% в 2014 г.

Исследователи РУНЕТа выделяют в этом сегменте две основные части:

  • онлайн-ритейл — продажа физических товаров и офлайновых услуг (билеты на мероприятия, купоны и др.) через Интернет;
  • туристические онлайн-услуги — продажи авиа- и ж/д билетов, туров, бронирование гостиниц и пр.

Все эти продажи могут выполняться в виде как электронных платежей, так и обычным «неэлектронным» образом. Поэтому в плане понимания структуры этого сегмента эксперты отдельно выделяют еще направление электронных платежей (оно, в свою очередь, являюется составной частью «продаж»).

Рынок онлайн-ритейла в 2013 г. достиг объема в 368 млрд. руб., увеличившись на 29% при прогнозируемых 22%. В 2014 г. эксперты ожидают рост еще на треть, в том числе за счет активных действий на рынке новых игроков. Но к приведенным данным нужно относиться очень осторожно, этот сегмент сложно оценивать вследствие наличия скрытого оборота онлайн-магазинов и трудностей учета продаж через иностранные онлайн-магазины (доля трансграничных покупок оценивается в 5–10% от общего оборота). Аналитики уверены, что официальный открытый оборот (который возможно оценить по официально сданной отчетности в налоговые органы) ниже реального.

Рынок онлайн-туризма в нынешнем отчете впервые выделен в отдельную графу. По итогам 2013-го говорится об объеме в 195 млрд. руб. с ростом на 27% (ранее прогнозировалось 29%). На 2014 г. эксперты предсказывали увеличение еще на 45%, но эта величина ставится сейчас под сомнение, поскольку летом стал довольно очевидным кризис в сфере туристических услуг в целом, что повлекло снижение спроса в данном сегменте как в онлайне, так и в офлайне. А осенью к этим проблемам туриндустрии прибавились еще и общеэкономические трудности. Но нужно отметить, что подсчет этого рынка также является довольно сложными делом, поскольку большая доля покупок совершается потребителями напрямую в зарубежных компаниях. В то же время рост курса валют заставляет россиян больше ориентироваться на варианты внутреннего туризма.

Рынок электронных платежей также крайне специфичен в плане анализа его состояния, в том числе потому, что в него входит как объем оплаты товаров и услуг, так и комиссия. Кроме того, этот сегмент в рассматриваемый период характеризуется переходом части платежей из платежных автоматов в карточный онлайн и онлайн электронных денег. По оценкам экспертов, его объем составил в 2013 г. 350 млрд. руб. (рост на 30%). На 2014 год эксперты дали еще более оптимистичный прогноз — 40% роста. Высокая динамика связывается с с ростом числа покупок с мобильных устройств, улучшением работы служб доставки и повышением финансовой грамотности населения в целом.

Эксперты единодушно говорят о высоком потенциале всех направлений электронной коммерции. При обсуждении возможностей онлайн-ритейла, в частности, отмечалось, что сегодня свыше 90% активных пользователей Интернета ищут и выбирают в Сети свои будущие покупки (хотя сам процесс покупки чаще происходит в офлайне), более 50 млн. пользователей имеют опыт совершения покупок через Интернет и более 30 млн. делают это регулярно. При этом онлайновая торговля играет очень важную социальную роль, поскольку существенно облегчает жизнь всем маломобильным людям, в том числе с ограниченными физическими возможностями, которые не могут пойти в обычный магазин. Отечественные интернет-магазины активно работают в соседних странах: Белоруссии, Казахстане и Украине, но при этом сами россияне все чаще пользуются услугами зарубежных сервисов.

Важным трендом развития интернет-торговли становится выход офлайновых ритейлеров в Интернет: это еще несколько лет назад сделали продавцы бытовой техники, сейчас за ними следуют и поставщики других товаров массового потребления. Явной тенденцией является повышение доли покупок, выполняемых через мобильные устройства (этот тренд стоит учитывать российским продавцам). При совершении зарубежных покупок основной проблемой является вопрос доверия. По данным компаний Ipsos и PayPal, среди факторов, вызывающих наибольшую обеспокоенность интернет-покупателей, отмечается риск неполучения заказа, сложность возврата товаров, риск покупки подделок и слишком долгие сроки доставки. В этой ситуации зарубежные поставщики идут на увеличение срока действия своих программ защиты покупателей с 45 до 180 дней. В то же время отмечается, что на нашем рынке по-прежнему доминирует оплата наличными при получении товара, что, с учетом отсрочки поступления денег и возможных потерь при доставке, в текущей экономической ситуации все менее выгодно для продавцов.

Комментируя на конференции «РУНЕТ-2014» итоги года в сфере электронной коммерции руководитель департамента развития проектов OZON Михаил Осин обратил внимание на то, что вопреки ожиданиям иностранные игроки не приходят на российский рынок физически, но стремительно увеличивают свои обороты, доставляя заказы из-за рубежа, при этом трансграничная торговля продолжит расти. В то же время в 2015 г. можно ожидать более пристального внимания к отрасли со стороны государства, в первую очередь в отношении проблемы серого рынка интернет-торговли и изменений в законодательстве.

Исполнительный директор компании «Оборот.ру» Иван Кургузов сравнил рынок электронной коммерции с бурлящим котлом: «Инвестиций стало меньше, чем в 2013 г., но их все равно достаточно много. Постоянно появляются новые проекты, меняют владельцев давно существующие. Приходят крупные западные и восточные проекты. При этом постоянно кто-то банкротится, закрываются службы доставки, крупные интернет-магазины сокращают штат и превращаются в маркетплейсы. В 2011–2013 гг. произошло качественное изменение подхода владельцев бизнесов, желающих иметь среди активов онлайн-продажи». Основной проблемой является экономический кризис в стране, который, вполне вероятно, будет в новом году усиливаться, считает он. Но все же положительная динамика рынка сохранится по целому ряду причин. Интернет-магазины более мобильны и быстрее реагируют на любые текущие тенденции, соответственно, будут более эффективны в кризис. У офлайновых сетей будут падать обороты, и они будут вынуждены поддерживать интернет-магазины. Покупатель будет искать более дешевые товары, а на рынке есть распространенное заблуждение, что в Интернете дешевле.

По мнению эксперта, есть только один момент, который может этому сильно помешать, — регулирующая деятельность государства, при этом он отметил несколько аспектов. Во-первых, если приостановится деятельность Visa и Mastercard, это приведет к снижению доверия к интернет-магазинам. Во-вторых, если необходимость хранения персональных данных российских граждан на российских серверах сохранится, то люди перестанут покупать иностранные авиабилеты и бронировать иностранные отели. Что, опять же, резко отвратит людей от интернет-покупок. И, в-третьих, дополнительные налоги.

По мнению Германа Клименко (сервис Liveinternet.ru по измерению статистики посещения сайтов), знаковым событием 2014 г. стало то, что китайский интернет-магазин AliExpress вошел в десятку самых посещаемых ресурсов Рунета. Мировые лидеры онлайн-ритейла (в том числе eBay) «подошли к стенам Москвы» и готовы к решительному штурму российского рынка онлайнового ритейла, в результате которого отечественным интернет-магазинам придется очень туго. В условиях обострения конкуренции в России наблюдается быстрый процесс консолидации. Но отечественная проблема в целом заключается в том, что хотя онлайновая составляющая российского ритейла увеличивается, суммарный объем розничных продаж начинает сокращаться (при этом нужно учитывать, что многие онлайновые сервисы базируются на инфраструктуре обычной офлайновой торговли).

Евгений Шухлин из компании Anywayanyday (международный сервис по продаже авиабилетов и различных туристических услуг) считает, что банкротство ряда крупных российских туроператоров будет способствовать перетоку путешественников в сторону приобретения услуг через разного рода онлайновые сервисы. В целом миграция покупателей из офлайна в онлайн-тревел останется на прежнем уровне прироста 10–15% в год. Позитивным моментом для авиаперевозчиков стало одобрение законопроекта о невозвратных авиабилетах и внесение соответствующих поправок в Воздушный кодекс РФ, в пользу российских сервисов может сыграть вступление в силу закона о персональных данных. Но экономические проблемы будут сопровождаться ростом цен на авиабилеты, в результате чего вполне вероятным является перспектива стагнации рынка перевозок.

Интернет-технологии приобретения услуг позитивно влияют на развитие самих услуг. Алексей Ключевский из Gettaxi привел конкретный пример: мобильные средства вызова такси обеспечили увеличение количества клиентов, что позволило расширить парк машин и увеличить число водителей. Это позволило существенно повысить скорость подачи автомобиля: если год назад было нормой ждать машину по 10–15 минут, то сейчас время ожидания сократилось до 5 минут. В свою очередь это позволило игрокам снижать минимальную стоимость поездки. В результате, именно мобильные сервисы помогли официальным службам такси приступить к осаде последнего бастиона «бомбил» — коротким поездкам «от метро до дома» и «от офиса до метро». В условиях кризиса люди будут аккуратней расходовать деньги, но при этом, как это ни парадоксально, будет наблюдаться увеличение спроса на такси, поскольку этот сервис будет обходиться дешевле и удобней личного транспорта.