14 октября были обнародованы результаты очередного опроса, посвященного вопросу подготовки квалифицированных кадров в области ИТ. Исследование под названием «Проблемы развития кадрового потенциала в ИТ-отрасли стран Евразийского союза» совместно выполнили SAP и ВЦИОМ при поддержке Минкомсвязи РФ, Вышей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ и Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ).

Специалисты оценили возможности сферы образования подготовить 350 тыс. высококвалифицированных ИТ-специалистов к 2020 г. Исследование проводилось с апреля по июль 2014 г. В опросе приняли участие 1400 студентов, обучающихся на ИТ-специальностях, из 38 вузов России, Белоруссии и Казахстана, а также 400 молодых специалистов (до 30 лет). Помимо этого, социологи проанализировали 5000 резюме соискателей в сфере ИТ из базы рекрутинговой компании Headhunter.

В результате исследования мнений эксперты пришли к выводу, что подавляющее большинство старшеклассников (87%) попадают в профессию случайно. «Проблема неориентирования еще на уровне школы, когда будущие студенты не могут осознанно выбрать специальность, приводит к тому, что потом половина просто не проходит полный учебный процесс», — отметил руководитель отдела по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин.

Опрос показал, что лишь 13% опрошенных студентов с детства увлекались компьютерами и поэтому решили связать с ними свою будущую профессию. Остальные участники исследования выбрали ИТ-специальность исходя лишь из ее востребованности на рынке, чтобы гарантированно быть трудоустроенными. При этом будущие айтишники не только не имеют четкого представления о карьерных перспективах, но и не понимают реальную ситуацию на рынке труда. Показательным в данном случае является вопрос, с какими направлениями в сфере ИТ они хотели бы связать свою профессиональную деятельность. Большинство опрошенных — 42% — отдали предпочтение программированию и разработке ПО и баз данных, в сфере информационной безопасности хотели бы работать 33%, в сфере телекоммуникационных и компьютерных сетей — 31%, в сфере веб-технологий — 29%, в администрировании и поддержке — 19%. Самые оплачиваемые профессии в отрасли попали на заключительные позиции рейтинга: ИТ-менеджмент (21%) и системная интеграция и ИТ-консалтинг (12%).

В исследовании отмечается, что уверенность студентов в том, что они будут трудоустроены, снижает их мотивацию к учебе. Около 30% участников опроса считают, что большинство получаемых в вузе знаний не пригодится им в будущем. В то же самое время документ показывает, что качество обучения ИТ-специальностям в вузах недостаточно для подготовки квалифицированных кадров. Так, 3% опрошенных российских студентов ответили, что получаемое ими образование полностью их разочаровало (в Белоруссии и Казахстане — 6 и 3%, соответственно). 26% считает, что оно лишь отчасти соответствует их ожиданиям (36% в Белоруссии и 26% в Казахстане), 52% сказали, что образование соответствует ожиданиям (51% в Белоруссии и 46% в Казахстане) и 19% — что оно интереснее и качественнее, чем они ожидали (7% в Белоруссии и 24% в Казахстане).

При этом посещают практически все занятия лишь 59% студентов всех вузов, 26% регулярно ходят только на те, которые считают важными и интересными, 8% — на те, где строгий контроль посещаемости, остальные часто пропускают, потому что работают или потому что у них есть более важные дела. Недооценка студентами важности вузовского обучения приводит к тому, что они недополучают ряд базовых знаний, которые им впоследствии приходится приобретать после трудоустройства.

Тем не менее, 52% студентов заинтересованы в повышении своей конкурентоспособности и заинтересованы в получении дополнительных знаний по специальности: они самостоятельно проходят электронные курсы (в том числе на английском языке), участвуют в конференциях и проектах, проходят стажировки. При этом лишь 24% студентов заявили, что почти свободно владеют английским языком, могут на нем учиться и проходить собеседование.

В то время как 55% опрошенных студентов считает, что полученные в вузах знания пригодятся им в работе, лишь 13% участвовавших в опросе молодых ИТ-специалистов могут подтвердить, что вузовского образования достаточно для успешной работы. В качестве основных проблем ИТ-образования опрошенные назвали оторванность образовательной системы от бизнес-сообщества и отсутствие соответствия учебных программ от практики.

Эксперты констатировали необходимость совершенствования системы подготовки ИТ-кадров. Более того, для увеличения количества заинтересованных в профессии абитуриентов, по мнению социологов, целесообразно ввести в школах агитационные мероприятия и минимальную профориентацию.