В последний день июля в крупных розничных сетях началась продажа смартфонов Asus ZenFone, за несколько дней до этого представленных в Москве председателем совета директоров компании Asus Джонни Ши. Таким образом, компания сделала очередной важный шаг для расширения своего присутствия на российском рынке мобильных устройств, привлекший повышенное внимание всех, кто следит за происходящим на данном рынке. Сразу после представления ZenFone 1-й заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский побеседовал с вице-президентом Asus Эриком Ченом.

PC Week: Компания Asus хорошо известна на рынке планшетов, но, кажется, не очень торопилась с выходом на рынок смартфонов. Сказался не слишком удачный предыдущий опыт с Garmin? Или компания не хотела распылять ресурсы?

Эрик Чен: Все несколько иначе. И после окончания сотрудничества с Garmin мы активно продолжали заниматься разработкой собственных смартфонов. Уже несколько лет на рынке представлена линейка PadFone, а теперь мы продвигаем наши новые смартфоны ZenFone, ориентированные на массового покупателя. Это результат тех усилий, которые мы предпринимали в последние годы, и он позволяет нам рассчитывать на успех в сегменте смартфонов.

PC Week: Линейка PadFone принципиально отличается от всего, что предлагают другие производители мобильных устройств, но это нишевые решения. Развивая направление традиционных смартфонов, вы, как и другие производители, вынуждены решать проблему их дифференцирования среди других продуктов и соответствующего позиционирования на рынке. На что вы делаете упор?

Э. Ч.: В смартфонах ZenFone вы найдете немало отличий от других предлагаемых сегодня на рынке продуктов. Они позволяют нам позиционировать себя не только как поставщика аппаратных решений — мы многое привнесли в них с точки зрения программного обеспечения. Прежде всего я имею в виду пользовательский интерфейс ZenUI. Мы абсолютно уверены в том, что лучшее решение для широкого круга потребителей предполагает не только мощную аппаратную платформу — она еще должна быть хорошо интегрирована с программным обеспечением. Мы позиционируем смартфоны ZenFone как продукты категории premium luxury (по смыслу это означает роскошь, доступную каждому), при этом концепция, которую мы реализуем, заключается в том, что лучшее устройство не обязательно должно быть дорогим, а бюджетное устройство — не обязательно примитивным. У него может быть хорошая камера, высокая производительность, множество внедренных инноваций. Опираясь на эту концепцию, мы надеемся сделать свои устройства как можно более популярными среди пользователей.

PC Week: Какое место в бизнесе компании сейчас занимают ваши мобильные устройства и какое, согласно вашим планам, они должны занять в ближайшем будущем?

Э. Ч.: Сегодня основную роль в нашем бизнесе играют ИТ-продукты, их доля в обороте компании составляет порядка 80%. Но мы постепенно расширяем зону продвижения других наших устройств. Так, если изначально в рамках первой волны модели ZenFone были представлены в Китае, Тайване, Индии, странах Южной Азии, то вторая волна уже распространяется на Россию (это первая европейская страна, где можно будет приобрести наши новые смартфоны), Турцию, Бразилию. Мы ожидаем, что уже в 2016 г. продукты, не относящиеся к группе ИТ, т. е. планшеты и смартфоны, обеспечат нам половину всех доходов, а в 2017-ом — более половины.

PC Week: Сейчас на рынке смартфонов много китайских компаний, продукты которых легко доступны через интернет-магазины. Вы видите в них конкурентов?

Э. Ч.: Среди китайских компаний есть только пара брендов высшей категории и несколько производственных компаний, выпускающих продукцию для разных поставщиков смартфонов. При этом подавляющее большинство таких поставщиков не занимается разработкой продуктов самостоятельно. Напротив, в Asus есть собственное подразделение исследований и разработки (R&D), так что все продукты создаются внутри компании. Это наше главное отличие и преимущество, поскольку мы сами контролируем дизайн наших устройств, их цену и вообще все, что имеет к ним отношение. И нас есть возможность убедиться в том, что программное и аппаратное обеспечение наших устройств хорошо интегрированы. Поэтому мы не сомневаемся, что качество наших продуктов выше, чем у большинства из тех компаний, о которых вы говорите, и при этом мы сами регулируем вопросы доступности выпускаемых моделей для потребителей.

PC Week: На повестке дня носимые устройства. У вас есть планы на этот счет?

Э. Ч.: Пока мы не представлены в этом сегменте рынка, но, безусловно, будем одним из его игроков. Довольно скоро вы сможете увидеть нашу разработку. Не могу пока точно назвать дату, когда мы сможем представить наш продукт в категории носимых устройств, но думаю, что это произойдет уже в нынешнем году.

PC Week: Сейчас в арсенале Asus есть ноутбуки, планшеты, смартфоны. И так же, как другие ведущие поставщики, вы предлагаете в дополнение к ним свои облачные сервисы. Но складывается впечатление, что активно пользуются фирменными облачными сервисами только обладатели мобильных устройств Apple. Или я ошибаюсь? Какой процент ваших покупателей пользуется вашими облачными сервисами?

Э. Ч.: Мы выпускаем в год порядка 12–14 млн. устройств, и всем их обладателям, включая тех, кто приобрел наши материнские платы, предоставляется доступ к облачному сервису хранения Asus Web Storage. В будущем эта практика будет распространена и на носимые гаджеты. У меня сейчас нет цифр, позволяющих сказать, какой процент наших покупателей реально пользуется сервисом, но мне не кажется, что он не популярен. Возможно, это пока не относится к России, где, как я знаю, были проблемы со скоростью доступа к сервису. Именно поэтому мы приняли решение о размещении облачных серверов в Европе и уже построили здесь серверную ферму. Теперь, я думаю, число пользователей сервиса Web Storage будет расти и в России, и мы здесь будем выступать уже в роли провайдера решений и сервисов, а не просто поставщика хороших устройств.

PC Week: Опыт Apple и Samsung наглядно говорит о том, что продажи во многом зависят от вложений в маркетинг. По сравнению с этими компаниями у Asus маркетинг представляется более консервативным. Правда, с началом продаж ZenFone компания анонсировала ряд привлекательных для покупателя акций, включая возможность возврата устройства в 10-дневный срок, если оно не понравилось, а также сжатые сроки ремонта, но будете ли вы дополнительно вкладываться в маркетинг?

Э. Ч.: Мне кажется, времена, когда наш маркетинг был действительно консервативным, остались в прошлом, и вы убедитесь в этом во второй половине года — в частности, мы намерены инвестировать средства в цифровой маркетинг, ориентируясь на глобальный рынок.

PC Week: Все отмечают, что установленные вами цены на модели ZenFone весьма привлекательны. Они при этом остаются прибыльными для Asus? Или это, скорее, инвестиции в рынок с расчетом на будущее?

Э. Ч.: Честно говоря, все зависит от конкретного рынка. Где-то мы только начинаем продвигать нашу концепцию, а где-то уже можем охватить большее число пользователей, наращивать продажи и со временем окупить затраты. Так что не все рынки являются для нас прибыльными, и можно говорить о своего рода инвестициях в эти рынки.

PC Week: Насколько я знаю, в Индии Asus планирует расширять сеть собственных магазинов Asus Store до 200. В Москве таких магазинов только два. Планируется ли увеличение их числа в России?

Э. Ч.: Изучение предпочтений пользователей при выборе ими устройств для покупки — это «последняя миля» на пути к покупателю. Именно поэтому мы придаем большое значение развитию сети своих салонов-магазинов. В Индии она далеко не самая большая. Скажем, в Китае таких магазинов уже более 10 000. Программу по расширению сети мы реализуем по всему миру, и, конечно, она распространяется и на Россию.

PC Week: Спасибо за беседу.