Когда в начале прошлого десятилетия фирма «1С» объявила о намерении повышать уровень своего присутствия на рынке средств ИТ-автоматизации предприятий, далеко не все аналитики верили, что ей удастся занять серьезные позиции в сегменте средних организаций, а возможность выхода компании в верхний корпоративный сегмент тогда и вовсе не обсуждалась. Но жизнь опровергла сомнения скептиков: еще несколько лет назад продвижение «1С» на уровень самых крупных заказчиков стало довольно очевидным, компания вступила в прямой конкурентный контакт с такими ERP-гигантами, как SAP и Oracle. В этом плане показательно, что несколько лет назад «1С» начала проводить специализированные конференции по корпоративной тематике, очередное такое мероприятие «Продвижение решений „1С“ в корпоративный сектор рынка и крупные государственные учреждения» прошло в середине июня на Кубе.

В своем выступлении на конференции о перспективах развития отечественного ERP-направления, директор «1С» Борис Нуралиев отметил, что оно, как, впрочем, и ИТ-рынок в целом, переживает сейчас непростые времена: еще в прошлом году в ИТ-отрасли был зафиксировал небольшой спад, а с учетом общей внутриэкономической и внешнеполитической ситуации эта негативная тенденция сейчас может только усилиться. Но с другой стороны, именно изменения в отношениях между Россией и западными странами заставляют и властные структуры, и заказчиков более серьезно отнестись к решению вопросов импортозамещения с более решительным поворотом в стороны поддержки российских разработчиков и использованию их продуктов. Впрочем, западные поставщики в этой ситуации тоже не сидят сложа руки и наращивают активность. В результате, на фоне снижения объемов рынка, конкуренция еще сильнее возрастает. Так или иначе, руководитель «1С» настоятельно посоветовал партнерам использовать тактику, которой придерживается и сама фирма в своей работе: «На поддержку российского производителя со стороны государства надейся, а сам — не плошай!».

На протяжении более чем 20-летней истории «1С» развитие ее портфеля горизонтальных продуктов (помимо них в арсенале фирма есть огромное число вертикальных решений, в том числе совместных с партнерами и самостоятельных партнерских) идет по направлению от частных задач к крупных комплексным решениям. К известным с 1990-х продуктам «1С:Бухгалтерия» и «1С:Управление торговлей» в прошлом десятилетии прибавились «1С:Управление производственным предприятием» (1С:УПП) и «1С:Консолидация». На нынешней конференции было представлен новое решение корпоративного класса — «1С:Управление холдингом», которое объединяет функционал управленческо-финансового учета и EPR-задач и нацелено на крупные предприятия распределенной иерархической структуры.

Но все же роль флагманского продукта «1С» на корпоративном рынке последние десять лет выполняет 1С:УПП. Говоря об этом, Борис Нуралиев отметил в качестве главного события прошлого года выпуск в конце декабря новой версии «1С:ERP Управление предприятием 2.0», которая, по мнению независимых экспертов, вывела компанию на уровень ведущих мировых ERP-поставщиков. По состоянию на начало июня этот продукт приобрели уже более 70 заказчиков. Крупнейшие же на сегодня внедрения 1С:УПП (правда, пока — версии 1.х) реализованы в ОАО «КАМАЗ» (более 7000 рабочих мест) и «Трансмашхолдинг» (6000). Кроме того, нужно сказать о типовой отраслевой учетной ERP-системе, развернутой в госкорпорации «Росатом» (сегодня она охватывает 90 предприятий и до 4000 пользователей).

Выход на рынок крупных клиентов потребовал от «1С» внесения корректив в организацию своей партнерской сети, изначально создававшейся (с середины 1990-х) с ориентацией на работу в сегменте малого бизнеса. Компания в рамках своей традиционной франчайзинговой модели сформировала новый партнерский уровень, ориентированный на корпоративных и государственных заказчиков. Так, с 2002 г. развивается сеть «1С:Консалтинг, в составе которой сейчас более 325 внедренческих компаний, в работах по внедрению решений «1С» участвуют семь специализированных консалтинговых компаний, в том числе представители международной «большой четверки». Кроме того, в самой «1С» существует собственное консалтинговое подразделение, оказывающее методическую поддержку партнерам и участвующее в наиболее крупных и ответственных проектах. Для реализации внедренческих проектов на основе «тяжелых» корпоративных решений (1С:УПП, «1С:Консолидация») сформирована партнерская сеть центров компетенции, для поддержки работы которых фирма разработала две типовые методики —"корпоративных внедрений" и «быстрых результатов».

Выпуск в прошлом году новой версии технологической платформы «1С:Предприятие» 8.3 ознаменовался разделением этой системы на два уровня: обычный вариант и качественно новый вариант «КОРП», предназначенный для крупных корпоративных заказчиков. Это в свою очередь потребовало внесение изменений в отношения с партнерами: с платформой «1С:Предприятие КОРП» получили возможность работы только внедренцы, имеющие соответствующий уровень компетенции. Но если до сих пор этот уровень определялся в индивидуальном порядке без четко обозначенных критериев, то с 1 июля 2014 г. фирма решила формализовать эти правила для партнеров со статусом «1С:КОРП». Характерно, что одно из обязательных требований к такому партнеру является приобретение программного продукта «1С:Корпоративный инструментальный пакет», которые включает набор средств, предназначенных для повышения производительности, масштабируемости и надежности информационных систем.

Если посмотреть на развитие бизнеса «1С» и всей ее экосистемы в исторической перспективе, то нетрудно заметить, что фирма эволюционно смещается, вполне в соответствии с общемировыми тенденциями развития ИТ-отрасли, от традиционной лицензионной модели в сторону более широкого использования сервисных схем взаимодействия с партнерами и клиентам, в том числе на базе облачных технологий. Это выражается в постоянном повышении значимости услуг по поддержке клиентов (основная роль отводится подписке на информационно-технологическое сопровождение), в расширении схем предоставления партнерами ПО «1С» на арендной основе, а так же в создании целого набора различных сервисов под маркой «1С» («1СFresh», «1С:Линк», «1С:БухОбслуживание» и пр.).

Как известно, вся система прикладного ПО «1С» формируется на основе технологической платформы «1С:Предприятие», представленной ныне выпущенной год назад версией 8.3. Развитие платформы в течение всех 20 лет ее существования (датой рождения можно считать версию 7.0) неизменно шло в направлении расширения возможностей создания более функциональных и производительных решений. Но в последние годы (это было заметно еще по версии 8.2, но очень четко проявилось в 8.3) эта тенденция реализуется в виде все большей ориентации на обеспечение работы системы в облачных средах. Именно новые архитектурно-технологические возможности платформы позволили фирме и ее партнерам перейти к созданию облачных сервисов. Новым «ключевым словом» при этом стало «1СFresh». Так называется и собственный облачный сервис «1С», и отчуждаемая технология развертывания в облаке корпоративных систем на «1С:Предприятии», которую «1С» предоставляет партнерам — разработчикам для создания собственных прикладных решений и хостинг-провайдерам для развертывания приложений по схеме SaaS.

Сервис 1cfresh.com уже второй год работает в коммерческом режиме (до этого более года функционировал в пилотном варианте бета-тестирования). Как признал Борис Нуралиев, фирма до сих пор не форсировала продвижение этого сервиса на рынок, в том числе потому, что, понимая его стратегическую важность, считала нужными хорошо подготовить его для широкого применения. На основе «1СFresh» фирма создала также дополнительный сервис edu.1cfresh.com — для использования в учебном процессе в вузах. Эта же технология используется в проекте «1С:БухОбслуживание» (бухгалтерские услуги для малого бизнеса).

Примером развертывания на базе этой облачной платформы крупного корпоративного решения стало создание облака Департамента по ИТ города Москвы для школ и бюджетных организаций столицы. По данным заместителя директора «1С» по работе с корпоративными клиентами Марины Слесаренко, на пилотном этапе этого проекта (он выполнялся при прямом участии «1С» в качестве консультанта и в части управления проектом) по состоянию на март 2014 г. к облачной централизованной системе бухгалтерского учета, расчета заработной платы и кадрового учета подключено более 2000 учреждений, в ней работает 3500 пользователей, в одной централизованной базе ведется кадровый учет на 230 тыс. сотрудников.

Кроме того, фирма ведет работы по расширению возможности развертывания партнерами и заказчиками платформы «1С:Предприятие» в облаках других хостинг-провайдеров. В частности, с осени прошлого года активизировалось сотрудничество с Microsoft по возможности использования решений «1С» в среде Windows Azure (основные проблемы тут были связаны с изменением механизма защиты от копирования серверной части «1С:Предприятия» — вместо традиционной привязки к физическим серверам, нужно было реализовать программную схему защиты).

«1С» большое внимание уделяет развитию отношений с независимыми разработчиками прикладных решения на базе своей платформы, и здесь важная роль отводится совершенствованию инструментальных средств. Как сообщил руководитель отделения разработки ПО фирмы «1С» Сергей Нуралиев, начата работа по созданию качественно новой версии средств разработки на базе открытой платформы Eclipse с возможностью использования Java-технологий.