На прошедшей в феврале московской конференции “PRISMA. Новые грани индустрии печати”, организатором которой выступила компания Teko, были представлены тенденции рынка MPS (Managed Print Services) в мире и России, а также проект создания в нашей стране сети MPS-провайдеров PRISMA.

Глобальный рынок MPS

Кен Стюарт, директор по MPS исследовательско-консалтингового агентства Photizo, отметил, что на мировом и североамериканском рынках объемы продаж печатной техники сокращаются одновременно с ростом сегмента MPS. Такой тренд обусловлен тем, что у заказчиков все более востребованы не “железо”, не софт, а аутсорсинговые сервисы управления печатью и документооборотом. Предприятия, сосредотачиваясь на основном бизнесе, предпочитают не разрабатывать собственные решения по управлению печатью, а покупать их у MPS-провайдеров как сервисы. При этом снижается стоимость и сокращаются временные затраты на печать.

Он обозначил требования клиентов, которые обусловливают необходимость внедрения MPS: сокращение затрат на печать, повышение гибкости, прозрачности, мобильность, “облачность” и доступ к соцсетям в реальном времени.

Кен Стюарт привел данные исследований Photizo: в 2013 г. объем мирового рынка MPS составил 17,5 млрд. долл. (североамериканского — 8,7 млрд. долл.). К 2017 г. доля мирового рынка MPS составит 30% глобального рынка печати (54% — в Северной Америке). Европейский рынок печати следует за американским: продажи сервисов MPS компенсируют снижение продаж печатной техники.

Стремясь компенсировать сокращение доходов от поставок печатной техники игроки рынка проявляют все большую заинтересованность в продаже клиентам дополнительных сервисов на основе аутсорсинга, что и обусловливает рост рынка MPS. Ключевые игроки на рынке печати, среди которых Kyocera, HP, Ricoh, Xerox и Lexmark, трансформировали свою бизнес-модель, сфокусировавшись на рынке MPS и активизировав усилия на продвижении аутсорсинговых услуг заказчикам. При этом роль MPS-провайдеров берут на себя как вендоры, так и дилеры и сервисные центры.

По данным Кена Стюарта, маржа на продажах техники не превышает 5%, в то время как на аутсорсинговых услугах MPS она достигает 70%, что является сильным стимулом для игроков активно осваивать рынок MPS.

Антонио Наварро (Antonio Navarro), основатель и CEO компании Nubeprint, поставляющей ПО для MPS в Россию (через фирму Teko), привел данные исследования, которые показывают, как при внедрении MPS можно снизить затраты на печать у заказчика. Так, в 8% случаев удается устранить дублирование заказов; в 8% — исключить “потери” картриджей у клиента (которые “почему-то оказываются” на eBay); в 10% — преждевременную замену тонера; в 30% — предотвратить без необходимости вызовы специалистов и др.

Г-н Наварро отметил, что не всякая печатающая техника совместима с MPS, т. е. не может обеспечить удаленный доступ MPS-провайдера (без привлечения клиента) к устройству печати для мониторинга и других операций. По результатам анализа офисных устройств различных моделей разных вендоров в Nubeprint был построен индекс “MPS-совместимости”. В результате оказалось, что 66% присутствующих на рынке устройств имеет разной степени ограничения, что нужно учитывать при оформлении MPS-контракта. По словам г-на Наварро, предлагаемые Nubeprint подходы и ПО позволяют большинство из них снять.

Отечественный рынок MPS

Генеральный директор аналитической компании Вusiness-Inform Станислав Малинский сообщил, что объем российского рынка MPS по сравнению с западным весьма скромный — в 2013 г. он составил порядка 70 млн. долл. Однако, считает эксперт, более важна оценка не объема, а динамики рынка MPS: в нашей стране она показывает уверенный рост на 25—30% в год, который, по прогнозу Вusiness-Inform, сохранится до 2016 г.

По его мнению, на развитие рынка MPS в России будет оказывать существенное влияние госсектор — единственный растущий сегмент рынка печати в нашей стране. Он также указал на важный тренд: покупатели, выбирая MPS, делают акцент на качестве печати и сервиса.

Антонио Наварро считает, что игрокам российского рынка в ближайшие пять лет следует наращивать свою активность в сфере MPS. Он отметил, что благодаря MPS клиенту проще и быстрее принимать стратегические решения по вопросам организации печати, поскольку повышается уровень доступности печатной техники. При этом он предостерег российских MPS-провайдеров от предложения заказчикам смены модели организации печати при внедрении аутсорсинговых услуг, так как этим можно отпугнуть клиентов.

Мнение Кена Стюарта более категорично: игрокам на российском рынке, занимающимся продажами печатной техники, необходимо сделать свой стратегический выбор в пользу MPS, “в противном случае у них есть все шансы не дожить до 2018 г.”, ибо необходимость в поставках “железа” и софта будет сокращаться.

Проект PRISMA

Развитию отечественного рынка MPS в значительной мере способствует активизация на нем не только ключевых зарубежных вендоров, среди которых Kyocera, HP, Xerox, Lexmark, но и отечественных игроков, в частности Teko. Так, генеральный директор этой компании Георгий Хисин сообщил о намерении создать в течение ближайших пяти лет (в рамках проекта PRISMA) на российском корпоративном рынке эффективной региональной сети MPS-провайдеров. Им предлагается целый комплекс услуг: поставка специального оборудования для MPS-проектов, тендерная поддержка от Kyocera, техническое обучение и гарантийная поддержка, а также лизинг печатающей техники в рамках совместной программы Teko — Kyocera. Себестоимость и качество печати становятся рисками MPS-провайдера, но Teko планирует помогать партнерам выстраивать оптимальную MPS-систему для снижения этих рисков и повышения качества бизнес-процессов. Для развития ключевых компетенций MPS-провайдера предлагается базовый набор практических знаний на основе тренингов по продаже MPS-решений, организации бизнес-процессов, а также по финансово-правовым аспектам MPS.

Генеральный директор Kyocera Document Solutions Russia Учикура Масаказу добавил, что направление MPS/MDS в корпоративном секторе нашей страны необходимо активнее развивать, как это уже делается в западных странах, с тем чтобы российские заказчики могли повысить эффективность документооборота и снизить затраты на печать. Kyocera продолжит продвижение своих MDS-решений (включающие MPS-модель) на российском рынке, считая его для себя одним из приоритетных, отметил он.