Компания Veeam Software известна как один из самых активных игроков в области средств резервного копирования и восстановления данных для виртуальных сред. Интересна она и тем, что представляет хороший пример международного стартапа с российскими технологическими корнями. Компания примечательна не только быстрым выходом на рынок, но и успешным расширением своего присутствия на нем в последующие годы. Нынешняя рыночная позиция Veeam Software позволяет ей достаточно объективно оценивать общемировую виртуализационно-облачную ситуацию. Именно эта тема стала предметом разговора между сооснователем Veeam Software Ратмиром Тимашевым, который занимает также посты президента и исполнительного директора компании, и обозревателем PC Week/RE Андреем Колесовым.

PC Week: Такое впечатление, что тема виртуализации, которая еще несколько лет была одной из главных на ИТ-рынке, окончательно ушла куда-то на задний план внимания ИТ-общественности и сегодня уже почти не заметна в тени облачных дел. Что вы думаете по этому поводу?

Ратмир Тимашев: Тут все просто; чтобы понять ситуацию, можно провести такую аналогию. Глядя на здания, вы, как правило, обсуждаете то, что видите, — то, что выше уровня земли. Если вы собираетесь там жить или работать, то опять же будете уделять внимание тому, что находится наверху. Почти никто, даже жители дома, не интересуется тем, что находится ниже поверхности земли, в том числе под фундаментом здания — его инженерными коммуникациями, без которых самого сооружения просто не было бы. И это при том, что технологии “ниже уровня земли” тоже постоянно развиваются, совершенствуются, да и доля их в общей стоимости здания весьма велика.

Аналогично с виртуализацией: она является фундаментом всего современного ИТ-мира, не говоря уже об облаках, и потому ее значение только возрастает. В технологическом плане направление виртуализации уже прошло “исследовательскую” стадию развития, которая характеризуется постоянными поиском инновационных решений, успехами и неудачами в этом, появлением новых игроков и пр. Процесс вышел на этап массового применения и эволюционного развития — какие-то принципиальные прорывы в технологиях маловероятны, конкурентная борьба в целом стабилизировалась. Сенсаций нет, ведется спокойная повседневная работа, поэтому и внимание публики переключилось на другие ИТ-вопросы.

Вспомните: виртуализация x86-серверов начиналась более десяти лет назад. Она проходила под флагом повышения эффективности использования мощностей аппаратных средств. Но три-четыре года назад на первый план выступило другое ее важное свойство — повышение независимости исполняемых приложений от аппаратной части. Как следствие, стала очевидна возможность создавать динамические вычислительные средства, в которых приложения могут достаточно просто перемещаться с одной аппаратной платформы на другую, в том числе в географическом смысле. А это и есть ключевая идея облачных вычислений.

Посмотрите на Amazon: она по праву считается пионером и лидером облачного движения сейчас. Хотя для своих сервисов она использует виртуализационные технологии, их система довольно закрытая: внутри нее хорошая динамика выделения ресурсов, но ее возможности по обмену виртуальными машинами с внешним миром пока не столь велики. Насколько мне известно, сейчас Amazon ведет активную работу, связанную с поддержкой виртуальных машин VMware и Microsoft. Ведь даже будучи безусловным лидером, Amazon не может игнорировать технологические требования к перемещению виртуальных машин между мощностями разных поставщиков, а также ожидания самих заказчиков. И решить эти задачи компания сможет, только опираясь на технологии виртуализации, которые стали фактически отраслевыми стандартами.

PC Week: Что можно сказать о динамике развития рынка виртуализации, имея в виду технологические аспекты и вопросы расстановки сил основных игроков на нем?

Р. Т.: С некоторой долей условности можно утверждать, что в технологическом плане все основные задачи виртуализации серверов сегодня уже решены, хотя процесс совершенствования, конечно, продолжается. Сейчас возможности гипервизоров двух основных игроков — VMware и Microsoft — в целом находятся примерно на одном уровне. Конкуренция между ними определяется факторами, которые напрямую не связаны с гипервизорами. C точки зрения технической это прежде всего средства управления виртуальными средами, а с маркетинговой — общая бизнес-стратегия поставщиков. А вот в плане виртуализации систем хранения данных и виртуализации сетей еще многое предстоит сделать; собственно, именно здесь есть вопросы, которые нужно решить для окончательного перехода к динамическим облачными инфраструктурам.

PC Week: Как меняются предпочтения заказчиков в плане выбора той или иной технологии виртуализации?

Р. Т.: Хочу сразу отметить: этот вопрос — ключевой для нас, так как именно от ответа на него зависит, на поддержку каких базовых технологий нам нужно ориентироваться в своих продуктах. Конечно, лидером рынка была и остается компания VMware, но ее положение уже нельзя назвать монопольным, как лет пять назад. Заметно увеличивается присутствие Microsoft. Другие поставщики также удерживают свои позиции, однако это все же, скорее, вертикальные ниши рынка. На широкое горизонтальное присутствие могла претендовать Citrix. Но, кажется, она поняла, что соревнование с двумя лидерами ей не по силам, и решила остаться на своем поле — сосредоточиться на создании сред для виртуализации настольных приложений, т. е. виртуализации дестопов. Oracle вроде бы тоже решила, что ей вполне достаточно обеспечивать виртуализационную поддержку собственной программно-аппаратной платформы. Обращает на себя внимание расширение присутствия решений OpenStack, которая является Open Source платформой. Но в корпоративной среде они пока не очень заметны, их “стихия” сегодня — облачные провайдеры.

Мы сами изначально, то есть с 2006 года, ориентировались на поддержку массовых технологий, а именно — от VMware. Полтора года назад мы сделали также продукты для Microsoft Hyper-V. В 2012-м доля версий для Microsoft в наших продажах была 3%, в первом полугодии 2013 года она составила уже 8%. Этот рост происходит в основном за счет малых предприятий (со штатом до 500 сотрудников), которые только начинают использовать виртуализацию.

PC Week: А что изменилось в сфере деятельности вашей компании в области резервного копирования и восстановления данных?

Р. Т.: Принципиальные изменения определяются общими тенденциями развития ИТ, в первую очередь — ростом объемов данных и повышением критичности ИТ для бизнеса, лучше сказать даже, его “жизнедеятельности”. Прямым следствием этих тенденций является то, что теперь уже нельзя подходить к задачам резервного копирования как к перекачке информации из одного места в другое. Нужно решать эти вопросы более интеллектуальными методами, учитывая ценность и изменчивость информации, применяя технологии уменьшения данных (дедупликации), сжатия объемов и архивирования. В общем, нужно подходить к резервному копированию в рамках общей стратегии управления информацией.

Второй ключевой аспект — радикальное изменение режимов использования ИТ-систем и их критичности для работы компаний. Раньше операции копирования можно было выполнять в периоды простоя бизнес-приложений, то есть после основных работ. Теперь таких простоев почти нет: все работает в режиме 24х7. Это же относится к задачам восстановления: их нужно делать не за часы и порой даже не за минуты, а гораздо быстрее. Третий важный аспект: рост использования виртуализационных сред, причем не только в объемных показателях, но и на качественном уровне — для решения именно критически важных, а не вспомогательных задач (разработка ПО, тестирование, демонстрация и пр.), как ранее.

По данным Gartner, рынок резервного копирования, включая как физические, так и виртуальные среды, составляет около 5 млрд. долл. и растет примерно на 9% в год. На конец 2012 года в мире использовалось 25—30 млн. виртуальных машин на VMware, но примерно для 35% из них вообще не делается резервного копирования (это или не критичные задачи, или компании так выстраивают свою политику в плане возможных рисков). Среди тех, кто использует резервное копирование, наша доля составляла на тот момент 17%, мы намерены довести ее к концу года до 28%.

Мы создаем решения только для виртуализационных сред. И считаем, что можем выйти на первое место в области резервного копирования в виртуальной сфере, которая растет намного быстрее физической. Причем рассматриваем эту задачу как тактическую, то есть планируем решить ее в ближайшее время. Что касается физических систем, то пока мы не намерены заниматься этим направлением, хотя, не исключено, что в какой-то момент все же предложим такие инструменты в виде базового функционального набора.

PC Week: За счет чего вы намерены расширять объемы своего присутствия на этом рынке?

Р. Т.: Если очень кратко, то сегодня вектор нашего развития — поддержка облачных структур. Речь идет о переходе от статических схем использования виртуализации к динамическим, об использовании облаков в качестве хранилища резервных данных и о создании локальных резервных хранилищ для систем, работающих в облаках. Вариантов тут возникает довольно много.

Если говорить о круге заказчиков, то сейчас мы расширяемся из сегмента SMB на рынок Enterprise. Тут, кстати, есть вот какой интересный момент в плане анализа нашей деятельности как недавнего стартапа. Ведь VMware по своей бизнес-модели и технологиям ориентировалась на крупных клиентов, мы же начали свою работу с сегмента SMB, который, повторюсь, не был для VMware основным. Понятно, почему мы так сделали? Для работы на корпоративном рынке нужна “история компании”, репутация, которой у новичка просто нет. Кроме того, в сегменте крупных корпоративных заказчиков уже действовали традиционно сильные поставщики средств резервного копирования. Направление же малого и среднего бизнеса было тогда по размеру небольшим, а в плане продуктовых предложений относительно пустым. Но для нас, как для стартапа, и такого объема оказалось достаточно. Мы были уверены: сегмент станет расти сам по себе, а получив опыт и зарекомендовав себя как надежный поставщик, мы сможем двинуться потом в верхние “слои” рынка. Что сейчас и происходит.

И еще одно стратегическое направление нашего развития — и тут мы опять “в согласии” с тенденциями рынка — это выход за рамки собственно резервного копирования, смещение в сторону более общих средств управления данных в виртуально-облачных средах.

PC Week: Вы сказали об управлении данными, как о своей перспективе. Что вы готовы противопоставить лидерам этого сегмента, ведь некоторые из них являются лидерами мирового ИТ-рынка в целом? Например, той же EMC — она, мало того что является давним игроком в области хранения данных, еще и выступает в тесной связке с VMware.

Р. Т.: Мы видим большие возможности в таких направлениях работы с данными, как архивирование, синхронизация, миграция. Проблема заключается в том, что объемы информации растут сейчас на 50% в год. Разумеется, технические возможности хранения тоже быстро расширяются, но все же шаблонный подход “копируем все подряд и один в один”, уже не работает. Нужны интеллектуальные методы, которые оптимизируют объемы хранимых данных, минимизируют затраты на операции по копированию и восстановлению. Например, по статистике получается, что до 90% копируемых данных на самом деле или не меняются, или не используются вовсе. Вывод отсюда прост: нужно задействовать только новую информацию и только ту, которая действительно необходима.

Мы отлично понимаем, что стоящие перед нами задачи сложны, что рынок уже давно существует и на нем есть сильные игроки… Но нам нужно использовать как раз те возможности, которые есть у новичка, а именно: отсутствие груза “наследственных” проблем, акцент на принципиально новых решениях и т. д. Например, сильной стороной той же EMC является наличие мощного бизнеса в области аппаратных средств хранения информации. Но одновременно это создает для нее определенные сложности в плане развития программных средств. Мы же планируем оставаться чисто софтверным вендором и использовать все возможности и преимущества специализированного игрока. Скорее всего, мы будем выходить на новые для себя рынки со стороны сегмента малого и среднего бизнеса, где присутствие гигантов минимально или его просто нет.

PC Week: Спасибо за беседу.