CourseHub — это платформа для организации массовых открытых онлайновых курсов (Massive Open Online Courses, MOOC), которая создана “Академией АйТи” и предназначена для вузов, крупных предприятий и учреждений государственной власти. Как утверждает компания, это — первый российский продукт такого типа.

По словам Тагира Яппарова, председателя совета директоров группы компаний “АйТи”, толчком для создания платформы стали радикальные перемены в области образования: “Пару лет назад появилась новая модель обучения — открытые онлайновые курсы, которые позволяют одному преподавателю учить одновременно сотни тысяч и даже миллионы учащихся”.

В результате постепенно разрушается монополия традиционных вузов и школ на образование и одновременно растет востребованность электронного обучения. Сейчас e-learning — самый быстрорастущий сегмент рынка образовательных услуг. Так, по оценке консалтинговой компании GSV Advisors, этот сегмент ежегодно растет на 30% и в результате увеличится с 92 млрд. долл. в 2013-м долл. до 166 млрд. долл. в 2015-м и 255 млрд. долл. в 2017-м. Ожидается, что через пять лет доля e-learning в ведущих индустриальных странах достигнет 15—20% от всего рынка образовательных услуг.

Эти перемены затронут и Россию, хотя наша система образования не стремится к изменениям. “Когда мы говорим про MOOC ректорам университетов, они отвечают, что это фантазии и текущая модель обучения никуда не денется. Их можно понять. Сегодня они находятся в комфортных условия, так как предоставляют услуги, за которые получают предоплату, не имея ни конкуренции, ни контроля качества, — сказал Тагир Яппаров. — Но я уверен, что конкуренция будет расти, так как все больше людей будет учиться в международных онлайновых университетах. Уже сейчас российские учащиеся занимают по количеству пятое место среди потребителей контента онлайновых курсов Coursera. Поэтому мы считаем, что MOOC будут трансформировать и российский рынок образования”.

Несмотря на скептическое отношение представителей системы высшего образования к новым методам, МГУ и несколько других российских вузов уже запустили проекты по созданию ресурсов, аналогичных Coursera. Государство тоже ставит масштабные задачи. Так, согласно постановлению правительства, к 2018-му 70% граждан должны получать госуслуги в электронном виде. В связи с этим Минкомсвязи и Минэкономразвития должны до 3 октября этого года представить правительству предложения по массовому обучению населения получению услуг в электронном виде. В “Академии АйТи” считают, что для реализации таких амбициозных проектов потребуются специальные инструменты. “Поэтому мы занялись разработкой собственной платформы и сейчас начинаем первый проект по ее применению”, — сказал Тагир Яппаров.

Но, возможно, что это не единственная причина. Появление новой модели обучения затрагивает не только государственную систему образования, но и авторизованное ИТ-обучение, которым занимаются учебные центры, такие как “Академия АйТи”. Дело в том, что ведущие вендоры подхватили идеи MOOC и открыли собственные виртуальные курсы по подготовке ИТ-специалистов, начав тем самым конкурировать со своими партнерами по обучению. По словам ректора “Академии АйТи” Игоря Морозова, такого рода изменения сейчас происходят в Microsoft: “Недавно на конференции выступал менеджер Microsoft по Европе и в течение полутора часов рассказывал, что рынок авторизованного обучения скоро схлопнется, так как согласно стратегии компании вся подготовка будет переведена в виртуальную академию. Правда, он обещал, что для партнеров по обучению тоже найдется работа”.

И хотя у других вендоров перемены не столь радикальны, “Академия АйТи”, видимо, решила диверсифицировать бизнес и начать осваивать нишу MOOC. Для демонстрации возможностей новой платформы компания открыла портал для открытого массового, бесплатного, онлайнового обучения “С компьютером на ты” и разработала несколько курсов по наиболее популярным ИТ-задачам, которые могут пригодиться большинству граждан. “Это полностью наш проект и наши инвестиции. Планируем сделать его полезным ресурсом для людей и популяризировать нашу платформу. Развивая ее, будем наращивать функционал портала”, — сказал Игорь Морозов.

По его словам, эта платформа позволит вузам, крупным предприятиям и госорганам реализовывать проекты по массовому обучению, которое отличается от традиционного e-learning тем, что объединяет технологии электронного образования и социальных сетей, давая возможность предоставлять учебный материал в самых разных форматах и вовлекать пользователей в процесс создания контента и обучения других людей.

Но платформа CourseHub — не единственный проект в области массового онлайнового обучения. По словам Игоря Морозова, компания собирается создать онлайновую магистратуру по ИТ: “Сейчас мы проходим регистрацию. Это — наш ответ тем университетам, которые не хотят двигаться в сторону МООС”.

Выходя на рынок массового обучения “Академия АйТи” собирается использовать опыт, полученный в масштабных государственных проектах. Так, в прошлом учебном году в рамках проекта по повышению компьютерной грамотности “Электронный гражданин” было проведено обучение более 50 тыс. человек, а в ходе длившегося несколько лет проекта ЭОР-11 подготовку по использованию электронных образовательных ресурсов получили более 70 тыс. учителей.

Благодаря этим и другим проектам оборот “Академии АйТи” в прошедшем учебном году вырос на 22% до 364 млн. руб. (без учета влияния проекта ЭОР-11, который очень сильно увеличил оборот год назад). При этом в структуре дохода доминирует традиционное обучение — 67%, но доля электронного обучения постоянно увеличивается и сейчас составляет 25%.

Что касается распределения дохода между государственными и коммерческими заказчиками, то, по словам Игоря Морозова, по деньгам их доли примерно равны, хотя в натуральном выражении существенно превалируют госпроекты.

Тагир Яппаров отметил позитивные сдвиги в коммерческом секторе: “На мой взгляд доля ИТ-обучения в проектном бизнесе начала расти, но не радикально. Видимо заказчики стали понимать. что для информационных систем низкая квалификация пользователей является риском для успешного завершения проектов. Мы рекомендуем заказчикам 10% от стоимости проектов тратить на обучение, но в России эта доля пока не превышает 5%”.

В наступившем учебном году Тагир Яппаров ожидает роста в сфере ИТ-обучения: “Но вряд ли он будет значительным, так как весь ИТ-рынок скорее всего не будет быстро расти. Например, IDC прогнозирует рост на 7%. Кроме того, мы планируем увеличение в доходе доли электронного обучения за счет онлайнового обучения, создания контента и продвижения новой платформы. Изменение структуры дохода в сторону e-learning — это одна из наших целей”.