Группа частных инвестиционных фондов во главе с Bain Capital и Golden Gate Capital покупает компанию BMC за 6,9 млрд. долл. Таким образом оправдались появившиеся недавно слухи о возможности такого приобретения. Эта сделка стала третьей по объему за 2013 г. По плану она завершится в конце нынешнего года.

Главным инициатором покупки BMC является фонд Elliott Management, которому принадлежит 9,6% компании. Этот фонд и другие инвесторы были недовольны вялым ростом бизнеса BMC, который за последний год вырос лишь на 3%, до 2,23 млрд. долл., а за предыдущий год — на 5%. У компании два основных направления деятельности; первое из них связано с продвижением ПО для мэйнфреймов, а второе — с выпуском средств управления сетями, базами данных, системами хранения и серверами. Основную прибыль компания получает от первого направления, но второе считается более перспективным, хотя оно растет не так быстро, как хотелось бы инвесторам.

Как отмечают аналитики, BMC не успевает реагировать на изменения в области ИТ, в результате компанию активно теснят конкуренты, в числе которых есть и традиционные соперники, такие как CA, HP и IBM, и молодые игроки рынка SaaS, например ServiceNow и Splunk. Так, глава Splunk недавно сообщил, что примерно четверть их новых клиентов отказались от продуктов BMC.

Чтобы укрепить позиции на рынке, руководство BMC потратило немало денег на покупку других фирм, но это не дало ожидаемого результата, а лишь вызвало недовольство инвесторов, которое усугубилось еще и тем, что маржа у компании меньше, чем у ее основных конкурентов. Из-за этого BMC уже 10 лет считалась кандидатом на продажу, и когда Elliott Management в прошлом году стал крупным инвестором BMC, руководство этого фонда заявило, что для BMC будет лучше стать частной компанией, чем оставаться публичной. Однако понадобился целый год, чтобы организовать сделку.

Рассматривалось два варианта. Первый подразумевал продажу BMC богатому конкуренту. Но таких оказалось немного: HP и Dell заняты собственными проблемами, IBM отпадает из-за антимонопольного законодательства, а SAP и Oracle поглощены конкурентной борьбой друг с другом, поэтому данный вариант не сработал. Однако удалось реализовать второй вариант, предполагавший приватизацию BMC: стабильная прибыль и свобода от долгов повысили привлекательность компании для частного капитала.

Покупатели заплатят за акции BMC на 2% больше, чем те стоили накануне объявления о продаже. В результате Elliott Management заработает сумму, равную примерно 20—30% от инвестиций, вложенных в BMC. Руководство фонда хотело бы получить больше, но аналитики считают, что это вряд ли возможно, учитывая вялый рост бизнеса BMC. Тем не менее вопрос еще не решен окончательно, так как по условиям сделки BMC будет еще месяц ждать предложений от других покупателей.

В качестве частной компании BMC планирует, заявил ее главы, более активно заняться облачными приложениями и мобильными технологиями. И хотя приватизация, по его словам, не является гарантией успеха, надежду вселяет стабильный, растущий и прибыльный бизнес, связанный с мэйнфреймами.

Аналитики разделяют оптимизм руководителя BMC, также полагая, что частной компании гораздо легче проводить необходимые изменения, чем публичной. По их мнению, в первую очередь она займется оптимизацией своего бизнеса, сфокусируется на растущих направлениях и закроет или выделит в отдельные компании неэффективные направления. Предполагается, что на такую реорганизацию потребуется год или полтора.

Наблюдатели также отметили, что эта сделка указывает на рост интереса со стороны частного капитала к ИТ-отрасли. В нынешнем году только приватизация Dell обошла по объему сделку по покупке BMC.

Некоторые также предлагают приготовиться к другим аналогичным событиям, указывая на то, что на рынке корпоративного ПО происходят серьезные изменения, вызванные переходом от традиционной схемы продажи и дистрибуции к облачной модели, что может подорвать бизнес некоторых поставщиков. При этом BMC не является единственным примером. HP, IBM, Oracle и Microsoft также сталкиваются с недовольством акционеров, которые держатся за традиционные методы получения прибыли, хотя мир ИТ кардинально меняется.

При этом облачные технологии играют подрывную роль, поскольку заказчики, оценив преимущества переноса вычислений в облака, покупают меньше оборудования, а получая доступ к приложениям с помощью SaaS-услуг, приобретают меньше лицензий на ПО и заключают меньше контрактов на техподдержку и обслуживание.

Никто не полагает, что гиганты, такие как Oracle, IBM, Microsoft, станут частными компаниями, но менее крупные фирмы вполне могут быть приватизированы. Аналитики считают, что для них это неплохой вариант, так как, получив поддержку со стороны частного капитала, такие фирмы могут потом, когда ситуация на ИТ-рынке стабилизируется, опять стать публичными.