Представляя 30 сентября новую размещаемую в оперативной памяти базу данных 12С, Ларри Эллисон в своем выступлении на Oracle OpenWorld ‘2012 позволил себе очевидный выпад в сторону конкурента — компании SAP.

Для Эллисона не в новинку публично пнуть соперника по рынку. Он делает это то и дело, когда оказывается на сцене. Излюбленными его мишенями являются, конечно, IBM и германский производитель корпоративного ПО SAP.

В приветственной речи в ходе конференции Oracle OpenWorld сооснователь и глава Oracle охарактеризовал размещаемую в оперативной памяти базу данных SAP как довольно маленькую. SAP утверждает, что это высказывание безосновательно, и IBM уже продала HANA-систему на 100 Тб.

В этот раз удар миллиардера, главы и одного из основателей компании пришелся на SAP. Эллисон превозносил преимущества своего нового продукта, который был создан специально для обработки больших массивов данных, используемых, например, при предоставлении облачных сервисов, выполнении финансовых транзакций и решении аналитических задач. Его пятидесятиминутный монолог, посвященный нескольким продуктам Oracle, включал, помимо прочего, следующий пассаж.

“Теперь мы всё делаем быстрее, — заявил Эллисон в присутствии шести тысяч участников конференции. — Мы используем только флэш-память NAND, а скорость записи у нас в двадцать раз выше. Мы тратим меньше энергии. Благодаря Exadata X3 всё работает намного быстрее. Когда мы начали работать над этим в 2008 г., мы заключили партнерское соглашение с HP, чтобы производить первые системы Exadata, в которых были жесткие диски и память RAM, но не было флэш-памяти. Купив Sun Microsystems в 2010 г., мы стали выпускать собственные Exadata и использовали в них флэш-память, сначала понемногу, а потом все больше. Мы проделали путь от простых хранилищ данных до систем обработки финансовых транзакций, а сегодня и до обработки множества объемных баз данных, и все это в оперативной памяти”.

Эллисон действует не по сценарию

Затем Эллисон решил рискнуть и говорить не по сценарию, что, без сомнения, вызвало ужас у его пресс-секретарей и других коллег:

“У SAP, вы знаете, тоже есть система для обработки данных в оперативной памяти, которая чуть поменьше той, что предлагаем мы. В нашей системе 26 Тб памяти, а у них (то бишь у SAP. — К. П.) — только полтерабайта. Она называется HANA. Я пообещал Марку (Хёрду), что не буду упоминать их в своей презентации, так что сдержу обещание. Система HANA вообще-то очень маленькая”.

На самом деле в системе X3 установлено либо два, либо четыре терабайта памяти DRAM и до 22 Тб NAND-памяти, так что технически высказывание о 26 Тб твердотельной памяти верно, — если сложить разные компоненты.

Система HANA, представляющая собой пример реализации размещаемой в оперативной памяти базы данных и проект, признанный некоторыми отраслевыми аналитиками как личное достижение одного из основателей SAP Хассо Платтнера, была представлена в декабре 2010 г. Ее уже приобрели более шестисот корпоративных заказчиков в разных странах мира, и ее продажи стремительно растут.

В SAP возмущены высказываниями Эллисона

Легко представить, что демарш Эллисона весьма удивил SAP. “Когда я прочитал то, что сказал Эллисон, а затем посмотрел видеоролик, чтобы разобраться в контексте, мне понадобился буквально целый день, чтобы, образно говоря, вернуть на место отвисшую от удивления челюсть. Моя реакция была примерно такой: «Ты это серьезно?»”, — поведал eWeek Стив Лукас, исполнительный вице-президент SAP по вопросам бизнес-аналитики, баз данных и технологий.

Эллисон допустил ряд неточностей, утверждает Лукас: “Утверждение о полутерабайте оперативной памяти совершенно безосновательно; оно настолько далеко от истины, что мне пришлось ответить на это. Прежде всего, весь этот комментарий, будто бы “у SAP маленькая система, а у нас большая”, — это просто глупость. Вот реальные факты — IBM уже поставила самую большую в мире базу данных для размещения в оперативной памяти под SAP HANA. То есть у нас уже есть система на 100 Тб”.

Эта 100-Тб система IBM HANA для аналитики была представлена в мае на конференции SAP Sapphire в Орландо, а сейчас работает в Санта-Кларе (США). Есть даже видео с этого мероприятия.

“С моей точки зрения, Эллисон намного преуменьшил возможности нашего решения, я бы сказал, на порядки, — отметил Лукас. — Если Ларри говорит о более низкой совокупной стоимости нашего решения, так и быть, я с ним согласен. Но если он имеет в виду масштаб нашей системы, значит, он вместе со всей Oracle живут на другой планете. На мой взгляд, их заявления о возможностях их системы преувеличены и безосновательны. Мы уже полтора года делаем системы такого класса”.

Лукас: “Oracle ничего не понимает”

Кроме того, Лукас заявил, что Oracle абсолютно ничего не понимает: “Мир изменился. Прошло время, когда база данных была нужна для работы бизнес-приложения (а так, кстати, было аж тридцать лет назад), теперь мы живем в мире, где необходимо место для хранения данных и еще что-то такое, чтобы анализировать эти данные и на основе этого анализа предсказывать будущие тенденции или делать другие вещи, например, анализировать данные социальных сетей. Это сильно отличается от того положения вещей, которое было два или три десятилетия назад”.

“Мне просто кажется, что Ларри застрял в своем мирке, где он производит то, что хочется только ему, основываясь на принципе “то, о чем вы говорите, никому не нужно”, — заявил Лукас. — На самом деле заказчикам нужна реальная платформа для нужд компании, которая способна делать разные вещи”.

“Здесь логика совершенно подводит Oracle, — продолжает Лукас. — Ну ладно, отлично, у меня есть база данных. И что теперь? О, мне еще нужно прибавить к ней аналитику, прогнозную, семантическую, мне нужно прибавить к системе средства планирования и объединить все это вместе. И здесь кроется основной промах Oracle. Кстати, спасибо тебе, Ларри, что признал SAP лидером в сфере бизнес-приложений, это совершенно справедливо. Это потому, что мы понимаем: заказчикам нужно нечто большее, чем просто база данных”.

HANA не объединяет в себе ряд разный функций с целью создать бизнес-платформу, отметил Лукас.

“Мы считаем, что нужна платформа, которая выполняет все эти функции для бизнес-приложений. И это не означает, что нужно смешать все в кучу и впихнуть в систему побольше железа только потому, что над вами маячит призрак Sun. Речь о настоящей инновации”, — сказал Лукас.

Честная драка по поводу масштабируемости

“Если он хочет потягаться по поводу масштабируемости систем, так вперед!” — продолжил Лукас.

Вишал Сикка, член правления SAP, отвечающий за технологии и инновации, назвал HANA “прорывом в сфере аналитики, позволяющим корпоративным клиентам воспользоваться возможностями и преимуществами больших данных”.

Обработка данных в оперативной памяти в то же время позволит компаниям упростить ИТ-инфраструктуру, упразднив потребность в технологиях кэширования и подобных технологиях.

HANA является одной из основополагающих разработок SAP и, кроме того, включает в себя возможности облачной и мобильной обработки данных, которые SAP получила в ходе поглощения Sybase и Syclo.

HANA включает четыре компонента: само ПО баз данных; набор инструментов моделирования HANA Studio; HANA Appliance — устройство, представляющее собой базу данных, установленную на сертифицированном партнерском оборудовании; HANA Application Cloud — облачную инфраструктуру доставки приложений. Обычно это приложения SAP, оптимизированные для работы на HANA.